Шведский военный эксперт рассказал о перспективах войны в Украине в 2023 году

Журналисты телеканала «ОстВест» поговорили со шведским полковником и военным экспертом Йоакимом Паасикиви, который ещё летом предсказывал удары ВСУ по Керченскому мосту, о том, какие варианты развития событий на войне в Украине возможны в 2023 году.

О мобилизации в РФ

Есть свидетельства того, что в России после Нового года начнётся вторая волна мобилизации. Многих волнует вопрос, сколько человек под неё подпадут. Но нужно иметь в виду, что число проблем, с которым столкнётся при её проведении российское командование, будет прямо пропорционально числу мобилизованных – проблемы с экипировкой и подготовкой никуда не делись. Подготовка мобилизованных сейчас не соответствует даже минимальным стандартам. Возможно, от них будет какой-то толк, если использовать их как пушечное мясо или в обороне, но не более.   

О вступлении Беларуси в войну

Вероятность того, что в 2023 году белорусские солдаты вместе с российскими будут наступать на Украину немного возросла. Но я считаю, что такой вариант развития событий маловероятен по двум причинам. Во-первых, Лукашенко понимает, что он полностью зависит от Путина, но он также понимает, что столкнётся с серьёзными вызовами, поскольку среди белорусов война в Украине совсем не популярна. А дестабилизация в Беларуси ни Путину, ни Лукашенко не нужна. Во-вторых, Лукашенко пока вполне успешно убеждает Путина в том, что необходимо держать войска на границе с Польшей – для отражения потенциальной агрессии. Вероятность вступления Беларуси в войну в 2023 году низкая, но не нулевая.

Об обстрелах критической инфраструктуры Украины

Я не думаю, что удары по критической инфраструктуре Украины как-то помогут Путину. Украинцы достаточно упорны, их боевой дух высок. Сейчас идёт своего рода соревнование между украинскими системами ПВО и ПРО и ремонтными бригадами с одной стороны и с российскими наводчиками ракет и операторами беспилотников с другой. У России осталось не так много ракет, и если Украина продолжит сбивать 75% из них, то с точки зрения военной экономики это абсолютно бессмысленно – слишком дорого. А это значит, что россияне не смогут полностью вывести из строя энергосеть Украины.

О будущих военных операциях

Весьма вероятно, что украинцы попробуют провести наступательную операцию зимой, когда почва замерзает и мобильность техники сильно возрастает по сравнению с осенней грязью и распутицей. Правильнее всего было бы ударить по Мелитополю. Но Мелитополь – очевидная цель, россияне это прекрасно понимают и поэтому укрепляют там свою оборону. В идеале это должна быть двойная операция, как в случае с Харьковской и Херсонской областями, чтобы ВСУ наступали по двум направлениям: в сторону Кременной в Донбассе, чтобы навязать россиянам бой, и в сторону Мелитополя, чтобы перерезать линии снабжения российской армии. Но провести такую операцию будет трудно, поскольку в Запорожской области огромные пространства – понадобится гораздо больше техники и живой силы по сравнению с осенним контрнаступлением ВСУ. Россияне же при первой возможности будут пытаться наступать на город Запорожье, но пока у них для этого нет сил. Нужно внимательно следить за развитием событий в Запорожской области, поскольку всё говорит о том, что именно там может произойти сражение, которое определит ход войны в следующем году.

О поражении РФ и возврате Крыма и Донбасса

Когда Украина – именно когда, а не если – проведёт наступательную операцию в Запорожской области, удержание позиций россиянами в Херсонской области и в Крыму потеряет всякий смысл. Если украинцы выйдут к Азовскому морю, то Керченский мост окажется под угрозой. Это будет тяжелейший удар по Путину: даже самые ярые ястребы в Кремле скажут, что нужно выходить из игры, возвращаться домой и следующие 5-10 лет готовиться к новой войне. Позиционные бои в Крыму мне кажутся маловероятными – россияне просто уйдут, поскольку снабжать их там без моста будет невозможно. А если они посыпятся в Крыму, то ВСУ смогут вернуть и Луганск с Донецком. Но есть проблема: лояльных Украине людей там осталось мало. Это будет болезненный и трудный процесс, но вполне осуществимый.