Россия и Украина стали активнее обменивать военнопленных

Москва и Киев вновь, уже в четвёртый раз с 21 сентября, обменялись пленными. В Россию — по сообщениям российского минобороны, вернулись 80 гражданских моряков и 30 военнослужащих. В Украину — 108 женщин, преимущественно военнослужащих ВСУ, но также есть и 12 гражданских. Ещё две женщины перед обменом добровольно отказались возвращаться в Украину, пожелав остаться в России, утверждает Минобороны России, украинская сторона этого не подтверждает, но и не опровергает.  

Самой взрослой женщине, вернувшейся в Украину 62 года, самой молодой — 21. 37 из обменянных участвовали в обороне «Азовстали». Как сообщает Киев, в обмен попали женщины, которые сидели в тюрьмах ДНР еще с 2019 года, то есть переговоры затрагивали не только период после начала полномасштабного российского вторжения.

Всего же за три с половиной недели обеими сторонами было освобождено как минимум 453 человека — это самый интенсивный процесс обмена с начала войны, который происходит на фоне невероятной эскалации: аннексии украинских областей, украинского наступления, мобилизации в России, подрыва Крымского моста и интенсивного обстрела гражданской инфраструктуры в Украине — пишет у себя в фейсбуке Варвара Пахоменко, эксперт по вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве.

По её мнению, в конфликтах договоренность об обмене пленных — составная часть более широкой программы переговоров и показывает, способны ли стороны договариваться в принципе. На этих кадрах мы видим украинского омбудсмена Дмитрия Лубинца и его российскую коллегу Татьяну Москалькову, которые встретились непосредственно перед обменом пленными.

Что растущая интенсивность обменов значат для отношений Киева и Москвы? Варвара Пахоменко считает, что с одной стороны обе страны перешагнули «красные линии» друг друга — Россия аннексировала 4 новые украинские области, Украина заявила о решимости вступить в НАТО. С другой стороны, отмечает Варвара Пахоменко, стороны добились впечатляющих результатов в обмене пленных (освобождены были даже лидеры обороны «Азовстали»). А это может указывать и на то, что  переговоры идут на самом высоком уровне, и стороны способны к компромиссу. 

Фото: Варвара Пархоменко, Facebook