Должны ли украинские беженцы платить в Украине за немецкую помощь?

После начала полномасштабного вторжения России в Украину миллионы украинцев были вынуждены покинуть свои дома. По оценке Организации Объединенных Наций, 7 миллионов нашли убежище в Европе, из них 1 миллион – в Германии. Очевидно, что не все они разбираются в тонкостях немецкого законодательства, налогового в частности.

На этой неделе в соцсетях — в частности, в тематических группах о немецких законах — стала распространяться неверная информация о том, что новым указом правительство Украины решило оставить статус налогового резидента всем беженцам — это бы значило, что вся получаемая в Германии помощь облагается в Украине налогом. И, согласно сообщениям в соцсетях, якобы как раз с января упрощается обмен данными между странами, и в Украине чиновники узнают о том, какие суммы здесь получают украинские беженцы. А если деньги получала женщина с детьми, то в Украину воюющему сейчас на фронте отцу немецкое правительство обязательно отпишет: вот, мы платим за вашего ребёнка, теперь вы наш должник и должны вернуть деньги. 

Мы обратились за консультациями к двум специалистам — в Киеве и здесь в Берлине.

Елена Макеева, аудитор, налоговый консультант (Киев):
«В социальных сетях достаточно много неправдивой информации, которая идет от людей, которые не являются специалистами в области налогообложения. Собственно говоря, это я наблюдаю каждый день и каждый день общаюсь с большим количеством украинцев, которые вынуждены были покинуть Украину. Важно сказать, что гражданство и налоговый резидент — это немножко разные вещи. Можно иметь гражданство Украины, но при этом быть налоговым резидентом Германии, если выполняются определенные условия. (…) В середине октября в нашем Верховном Совете Украины был принят закон, который уже вступил в силу. Это изменения к Налоговому кодексу. Таким образом, доходы граждан Украины, которые вынуждены были покинуть территорию Украины в связи с российской агрессией — в связи с войной в Украине — в 2022 и 2023 году не будут облагаться в Украине. Это прописано прямо или Налоговом кодексе. То есть, та социальная помощь, которую наши украинцы получают в странах, где они зарегистрированы — она не будет облагаться в Украине. (…) Есть граждане Украины, которые поехали с детьми и получают социальную помощь, живут только на деньги социальной помощи. Есть другие случаи, когда наши граждане получают здесь зарплату: они продолжают работать онлайн, получать зарплату в Украине, при этом получают социальную помощь и, возможно, имеют другие доходы, может быть, дивиденды, может быть алименты и так далее. Для меня логично, почему немецкое правительство при регистрации, при определении суммы, которая будет выплачена нашим гражданам, задает вопросы, какие доходы этот человек имеет на территории Украины. Потому что если, условно, гражданин Украины имеет заработную плату, имеет пассивные доходы в виде дивидендов или роялти и имеет доходы в виде алиментов или пенсионные доходы, то их нужно декларировать. Это все влияет на сумму, которая будет потом назначена нашим гражданам в виде социальной помощи».

Дмитро Сонкин, управляющий партнёр SKS Steuerberatung (Берлин):
«Вопросы налогового резидентства граждан описываются как национальными нормами и законами, так и международными соглашениями, международными конвенциями. В том случае, когда обе страны считают кого-то своим резидентом, для того чтобы разобраться, были подписаны международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Международные соглашения всегда приоритетны к использованию к национальным правилам — к любым национальным правилам. И поэтому одна страна в одностороннем порядке вообще не может считать кого-то резидентом или менять какие-то правила, которые были в прошлом согласованы международными соглашениями. Если Германия и Украина считают резидентом [одного] человека, то первой нормой, которая должна (…) указать на резидентство этого человека, является место жительства. То есть, если человек имеет место жительства в Германии и не имеет его больше в Украине (например, из за того, что его дом был разбомблен в ходе российской агрессии), то этот человек, согласно этому международному соглашению, перестает быть налоговым резидентом Украины и становится налоговым резидентом Германии. Если у человека остался там дом, квартира, то есть места проживания, которые он может использовать, тогда следующей нормой, определяющей резидентство, является центр жизненных интересов. (…) Есть два вида центра жизненных интересов: это центр жизненных интересов личных и центр бизнес-интересов. Личные интересы — это семья, это муж, дети, родители (…), то есть самые близкие родственники. Классический пример: мама с двумя детьми, а муж остался в Украине. И тогда, если смотреть на судебную практику, то перевешивают дети, (…) особенно дети несовершеннолетние. Может быть такое, что невозможно определить, где у человека центр жизненных интересов, и тогда необходимо рассматривать следующий пункт соглашения: «где вы больше проводите времени?». То есть, это то, что часто говорят в пабликах — вот, 183 дня. Это не так. (…) Может быть такое, что вы в четырех странах находитесь в году: в одной стране 100 дней, в другой 50, в третьей 70, в четвертом оставшееся количество дней. (…) Поэтому соглашение определяет резидентство не по принципу 183 дней, а по принципу того, в какой стране вы больше времени проводите».


Правительство Германии объявило о третьем пакете помощи населению
Российская армия обстреляла Харьков
С 1 сентября в Германии изменятся правила пребывания для украинцев
Bürgergeld вместо Hartz IV: кто сколько денег будет получать с января?