Европа не оправдала надежд на вакцинацию, говорят на Мюнхенской конференции

На Мюнхенской ежегодной конференции по безопасности вновь и вновь поднимают вопрос о нехватке вакцин против ковида и неэффективности организации прививочной кампании.

Ангела Меркель, канцлер Германии, в своем выступлении 19 февраля заявила о значимости всеобщей вакцинации, и, в частности, фонда COVAX. Более того, по ее словам, Германия может при необходимости поделиться вакцинами с другими странами:

Обсуждая борьбу с пандемией, мы говорили о том, что она будет побеждена только тогда, когда будут привиты все. На примере мутаций мы видим, что пока новых заражений много, вирус мутирует, и может так случиться, что эффективность вакцин снизится. Этого нужно избежать. Это значит, что прививать нужно всех, и мы должны очень быстро снабдить международный фонд COVAX достаточным количеством вакцин. И при необходимости — поделиться вакцинами, которые производители пообещали нам.

COVAX, или Глобальный фонд доступа к вакцинам против COVID-19, был учрежден совместными усилиями ВОЗ и Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI). Механизм призван обеспечить доступ к вакцинам для стран с низким и средним уровнем доходов. По данным ВОЗ, в настоящее время в рамках инициативы разрабатывается девять вакцин-кандидатов, также еще девять вакцин проходят оценку. Всего в COVAX участвуют 190 мировых экономик.

Другие политики также говорят на конференции о том, что расслабляться еще рано. 

Йенс Шпан, министр здравоохранения Германии:

В эти дни мы особенно ясно видим, что вирус не собирается сдаваться. С одной стороны, за последние 2-3 недели мы видели, что количество заражений падает, а количество вакцинированных — повышается. С другой стороны, растущее количество мутаций вируса здесь в Германии вызывает тревогу, и в последние дни количество заражённых не снижается, а стагнирует. И это говорит о том, что мы должны сохранять бдительность. 

19 февраля в стране наконец появился первый уполномоченный по вопросам вакцинации. Его зовут Кристоф Крупп, до этого он был шефом федерального агентства по управлению недвижимостью. Его задача на новом посту — обеспечить производителей достаточным количеством сырья и расходников и отладить наконец логистическую цепочку поставок. О необходимости заняться именно этим труднейшим вопросом говорил сегодня и глава Баварии Маркус Зёдер. Он побеседовалс журналистами в преддверии открытия конференции.

Маркус Зёдер, министр-президент Баварии: 

Самым сложным на данный момент является то, что Европа не оправдала многих надежд относительно вакцинации. Это трезвая оценка. Другие страны справляются с этим лучше. Мы заказали вакцину слишком поздно, в недостаточном количестве, и я считаю, что мы поскупились. Подход к закупке вакцины был таким, как будто бы речь шла о заказе канцелярских скрепок, а не о чем-то жизненно важном. Вакцинация — единственная реальная долгосрочная стратегия. Вакцинация спасает жизни, создает свободу и дает возможность укрепить экономику, стартовав ее заново. Именно поэтому эта бережливость было большой ошибкой. Сейчас Европейская комиссия старается разрешить эти вопросы, и тем самым ежедневно признает свои ошибки.

Участники конференции шутят, что иммунитет у немцев появился разве что к неспособности правительства эффективно организовать процесс. На данный момент из тысячи немцев привиты только 56 человек. В Израиле, для сравнения, из тысячи привиты 818, в Великобритании 250, а в ОАЭ — 543 человека. 

В интервью радио Deutschlandfunk депутат от партии СДПГ, Хильде Маттайс (член комитета бундестага по здравоохранению) потребовала опубликовать договоры с производителями вакцин. В интервью она назвала цены  Biontech/Pfizer космическими и обвинила их в том, что они слишком слишком сильно ориентированы на получение прибыли. В том случае, если государство спонсирует разработку вакцины (а так и было), оно должно получать и преимущественное право на доступ к ней, считает депутат. 

Согласно информации, обнародованной рядом немецких СМИ, еще в июне 2020 года фармацевтические компании Pfizer и BioNTech хотели продавать свой препарат Евросоюзу  по цене 54 евро за дозу. При этом производители утверждали, что эта цена сформирована уже с учётом максимальной скидки, которую они могут предложить промышленно развитой стране. У США в то время уже был заключён договор с Pfizer и BioNTech — и им дозу вакцины продавали за 16 евро. Нужно упомянуть, что в итоге Евросоюзу всё-же удалось сбить цену, сейчас он платит за вакцину около 15 с половиной евро, т.е. в три раза меньше, чем производители требовали изначально. При этом и Евросоюз, и Германия, в частности, выделили несколько миллионов евро на разработку вакцины, а министерство образования и науки Германии оказало существенную финансовую поддержку на этапе основания и в первые годы работы компании BioNTech. 

Вольф-Дитер Людвиг, председатель комиссии по лекарствам немецкого объединения медиков, заявил на конференции о том, что Германия столкнулась с чрезмерной жаждой наживы со стороны Pfizer и BioNTech:

На мой взгляд, такие высокие запросы неоправданны. Я понимаю, что акционеры этих фирм хотят получить прибыль, но мы находимся в кризисной ситуации, и нашей целью должна быть вакцинация, причём не только в развитых странах, но по всему миру. Думая об этом, я считаю, что интересы акционеров менее важны, чем интересы людей, которые хотят освободиться от пандемии.