В Германии нечем прививать

Немецкий институт вирусологии имени Роберта Коха заявил о 9.847 новых случаев заражения коронавирусом в Германии, для сравнения — в канун Рождества и Нового года в Германии был зарегистрирован рекордный всплеск заражений —  почти 34.000 случаев. 

С прошлой недели в Германии началась вакцинация — на данный момент вакцину получили около 240.000 тысяч человек, одна половина из них это жители домов престарелых и кому за 80, другая — медицинский персонал. Если сравнивать с другими странами, такими как Израиль, США и даже Великобританией, то ситуация с вакцинаций в Германии, мягко говоря, выглядит не очень:  

Так, в Израиле на данный момент уже вакцинировано более 12% населения, и правительство в течение января планирует сделать прививку 20-ти процентам населения! Это рекордные темпы. В США на данный момент уже вакцинированы более 4-х миллионов, показатель подбирается к отметке 1% населения. Новоизбранный президент США Джо Байден заявил, что к окончанию его первых ста дней правления, от коронавируса будет привито 100 миллионов американцев. В Великобритании вакцинация началась еще 7 декабря, на данный момент ее получили более миллиона человек, на днях к использованию там была одобрена еще одна вакцина, британско-шведского производства АстраЗенека, а сегодня прививку этой вакциной получил и первый пациент.    

А что же в Германии пошло не так? Почему несмотря на большое количество прививочных центров по всей стране — количество вакцинированных людей столь низкое. В Германии вакцинация стартовала 27 декабря, процесс набирает темпы, но далек от желаемого, вряд ли до конца января количество привитых граждан Германии превысит порог в 2 миллиона человек. Причина такой медлительности банальна — отсутствие вакцины.  Почему в Германии, а также в других странах, входящих в Евросоюз не хватает вакцины? Закупкой вакцины и заключением контрактов с ее производителями для всех европейских стран занималась непосредственно Еврокомиссия, это было сделано по настоянию канцлера Германии Ангелы Меркель. Министры здравоохранения  Германии, Франции, Голландии и Италии на это согласились. В дальнейшем к ним присоединились и остальные страны. 

Летом Еврокомиссия начала переговоры с производителями вакцин, нельзя было предугадать, кто из производителей придет к финишу первым, ведь процесс тестирования вакцин очень сложен. Кроме того, на переговоры влиял и вопрос цены — так, например, вакцина от британско-шведской компании АстраЗенека, на которую ЕС и сделала ставку, стоит всего 1 евро 76 центов за флакон, Biontech/Pfizer обойдется в 12 евро, а Модерна в 18. И хотя в ноябре уже было понятно, что Biontech/Pfizer и Модерна лидируют в гонке, Еврокомиссия не стала пересматривать соглашения, чтобы “не взорвать” запланированный бюджет. Кроме того, Брюссель дал понять, что испытывал давление со стороны восточноевропейских стран, не готовых нести дополнительные финансовые потери из-за дорогих вакцин. Возможно уже сегодня Евросоюз даст добро на использование американской вакцины от компании Модерна, на очереди АстраЗенека. 

Контракты заключались в Брюсселе, а отдуваться за отсутствие вакцины приходится министру здравоохранения Германии Йенсу Шпану. 

Йенс Шпан, министр здравоохранения Германии: «Мы заказали достаточное количество вакцины для Германии и ЕС. Проблема заключается в нехватке производительных мощностей на начальном этапе и с чрезвычайно высоким спросом во всем мире на вакцину. Это нам было известно, поэтому мы приоритизировали свои задачи.«

Еврокомиссии сегодня пришлось также давать объяснения, почему процесс вакцинации в Европе идет так медленно. Эрик Мамер, официальный представитель Европейской комиссии: «Мы подписали контракты, которые позволили странам-членам ЕС получить доступ к двум миллиардам доз, этого количества достаточно для вакцинации всего населения Евросоюза. Так что проблема не в количестве, а в производственных мощностях. И это проблема, с которой столкнулись все.«

Немецкое правительство видит озабоченность ситуацией, обещает еще раз всё тщательно проверить, при необходимости внести коррективы. Но централизованное принятие решений совместно с европейским партнерами считает правильным. 

Штеффен Зайберт, официальный представитель правительства Германии: «Нетерпение и большое количество вопросов, которые сейчас задают люди, вполне объяснимы, некоторые вещи должны и будут улучшаться. Сегодня состоялось обсуждение этих вопросов кабинетом, оно продолжится и завтра во время встречи главы немецких земель. Мы сознательно выбрали общий путь с нашими партнерами по ЕС и убеждены, что это было и остается правильным путем.«

Чтобы хоть как-то ускорить процесс, он предложил отодвинуть прохождение второй фазы вакцинации на 42-ой день. По правилам, вторая фаза должна состояться не позднее, чем через 21 день после первой. Сейчас специальная комиссия должна будет проверить, возможно ли увеличить этот срок вдвое, и будет ли в этом случае сохранен эффект от прививки. 42 дня между уколами — это помогло бы увеличить количество прививаемых, что особенно важно в связи с появлением новой мутации коронавируса. Последнее исследование показало, что новая — британская — мутация вируса не просто легче передаётся, а поражает все возрастные группы (единственная “хорошая” новость в том, что эта модификация вируса вроде бы не более смертоносная). Но эксперты предупреждают, что при таком раскладе существующих сдерживающих мер может быть недостаточно.