Федеральный центр и земли не смогли договориться о локдауне

Канцлеры — будущий и исполняющая обязанности — и главы федеральных земель 30 ноября так и не смогли договориться об общих мерах по борьбе с пандемией. Теперь они обещают сделать это в четверг, 2 декабря. Однако в прессу уже просочились некоторые подробности о позициях отдельных участников переговоров. Говорят, что будущий канцлер Германии Олаф Шольц (партия СДПГ) выступает за обязательную вакцинацию от коронавируса для всех граждан страны. “Я как депутат буду голосовать “за” — так передаёт его слова на сегодняшней конференции журнал Spiegel. 

Шольц считает, что, начиная с сегодняшнего дня, нужно дать людям реалистичное количество времени, чтобы они могли получить две дозы вакцины. По его мнению, реалистичное время — это до начала февраля 2022 года. Тогда, а самое позднее в марте, Бундестаг проведёт голосование по этому вопросу. А до Рождества Германия должна успеть вколоть еще 30 миллионов доз вакцин — как первичных, так и бустерных. Для этого — так считает Шольц — в кампании по вакцинации должны участвовать и аптекари, и стоматологи, и даже ветеринары. 

Другая опция, о которой говорили на сегодняшнем заседании — вновь ввести экстренный механизм торможения. Утром 1 декабря конституционный суд в Карлсруэ постановил, что механизм экстренного торможения, действовавший по всей Германии с марта по июль 2021-го года, соответствовал конституции. В соответствии с этим механизмом, если количество новых случаев ковила в федеральной земле в течение 7 дней превышало 100 на 100 000 населения, то закрывались магазины и вступал в силу комендантский час, а там, где количество новых заражённых превышало 200 на 100 000 — закрывали школы и детские сады. И самое главное — федеральные земли не могли сами решать, ужесточать ли меры или нет. 

Одну из жалоб по поводу механизма экстренного торможения  в Конституционный суд подали сегодняшние партнёры по коалиции “светофор” — партия «СвДП» и отдельные депутаты из СДПГ и “Зелёных”. В общей сложности суд рассмотрел 65 исков против “механизма экстренного торможения” — это и жалобы родителей, которые считали, что нарушено основное право их детей (право на образование), и жалобы пенсионеров, которые считали, что запрет на ночные прогулки ограничивает их свободу передвижений. Так что, в случае повторного введения механизма экстренного торможения, жаловаться на закрытие школ, детских садов и на комендантский час будет больше некому. Конституционный суд — высшая инстанция, а он постановил, что введение механизма было законно.

Именно этого — т.е. “вновь экстренно затормозить” требует сегодня глава ведомства канцлера Хельге Браун (кандидат в главы партии ХДС). В интервью изданию Funke-Mediengruppe он отметил, что стране необходимы новые ограничения:

Сейчас нам нужен механизм экстренного торможения, который заработает по всей стране на основании общих, понятных гражданам правил. Постановление суда ещё раз подтверждает: в условиях пандемии меры, обязательные для всех на территории Федеративной республики, возможны. И добавлю от себя: в нынешней сложной ситуации — просто необходимы.

С одной стороны, в Германии возможен механизм экстренного торможения с прекращением общественной жизни , с другой — локдаун для непривитых, то есть то же самое прекращение общественной жизни, только чреватое социальными конфликтами, так как будет затрагивать только часть населения. И тем не менее, именно за последний сценарий выступает пока ещё глава “Зелёных”, а в будущем вероятный министр “климата и экономики” Роберт Хабек:

Абсолютно ясно, что должно произойти. Необходимо сократить контакты, по всей стране должно последовательно применяться правило “двух G”». И да, хоть это и звучит жёстко, это будет локдауном для непривитых. 

В регионах Германии уже принимаются новые меры. Не дожидаясь решения собрания глав федеральных земель, глава Баварии Маркус Зёдер решил ужесточить правила у себя дома, в Баварии:

Футбольные игры снова должны проходить без болельщиков. В Баварии будет так. Зрители, приезжающие на игры и уезжающие с неё, очень мобильны — а это сейчас просто безответственно. Футбол играет огромную роль, задавая стандарты, а сейчас нам нужно сократить контакты повсюду.

К этому министр-президент добавил, что, даже если такие правила не примут на федеральном уровне — у него, в Баварии, они будут действовать всё равно.