Стрельба, поджоги, самосожжение: мобилизация в России
Сегодня сообщения о стрельбе в разных городах и регионах РФ поступали без преувеличения каждый час: школа в Ижевске, ночной клуб в Москве и во всех остальных случаях военкоматы. В Усть-Илимске, небольшом городе в Иркутской области, стрельбу открыл 25-летний Руслан Зинин, он был задержан. По словам очевидцев, перед выстрелами Зинин произнес слова: «Сейчас все поедем домой… Никто не будет воевать». Мать стрелявшего сообщила, что он переживал из-за повестки, которая пришла его лучшему другу, который даже в армии не служил. Самому Руслану повестка не приходила. По словам матери, стрелявший был очень расстроен, потому что понимал, что вместо объявленной частичной мобилизации, будет общая.
После объявления так называемой «частичной» мобилизации, Россия столкнулась с новой волной поджогов военкоматов и административных зданий. На этой иллюстрации, опубликованной издательством Медиазона, можно увидеть, что когда началась война, в разное неизвестные люди подожгли в общей сложности 37 военкоматов — они отмечены синим. А после объявления мобилизации, за очень короткий срок подожгли ещё 17 военкоматов. И плюс ещё 4 поджога произошли за последние сутки, на этой карте не отмеченные.
В ночь на понедельник было зафиксировано как минимум четыре новых попытки поджечь военкомат: в Урюпинске Волгоградской области, в Мордовии, в Кировске Ленинградской области и в Калужской области. В основном военкоматы закидывают коктейлями Молотова, и либо возгорания не происходит вовсе, либо пожар быстро тушат. Тем временем в Рязани мужчина поджег уже самого себя на автовокзале с криками, что не хочет воевать в Украине. Прохожие не дали пламени вспыхнуть, мужчина сильно не пострадал, в больницу он вошёл на своих ногах.
Крупные акции протеста против мобилизации прошли в нескольких национальных республиках Российской Федерации. В протестах в Махачкале, столице Дагестана, приняли участие несколько сотен человек. Их лозунги: «Нет войне!», «Нет мобилизации!», «Наши дети – не удобрение!». Женщины спорили с полицейскими, доказывая, что это Россия напала на Украину, а не наоборот, как пытался убедить их полицейский. Полиция задержала нескольких мужчин. Протестующие пытались отбить их. Силовики применили электрошокеры и перечные баллончики, стреляли в воздух. Глава региона Сергей Меликов заявил об «ошибках, допущенных в начале мобилизации» и столкнувшихся с нарушением прав призвал обращаться в местный военкомат. При этом многие российские правозащитники и активисты советуют ни в коем случае не приходить в военкоматы, и получать штраф за неявку по повестке, если человек не хочет проходить мобилизацию.
В Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, акция протеста прошла на площади Согласия перед зданием правительства. На митинг вышли несколько десятков человек.
В Якутске, столице Республики Саха, около 400 человек, преимущественно женщины, в знак протеста устроили традиционный хоровод осуохай. Они ходили вокруг полицейских, скандируя «Дайте нашим детям жить!» Когда полиция начала задержания, акция прекратилась.
С момента объявленной мобилизации не менее, чем 261 тысяча мужчин призывного возраста покинули Россию. Эту цифру называет издание «Новая газета. Европа» со ссылкой на собственный источник в администрации российского президента. Эта цифра, по словам источника, прописана в закрытой справке Федеральной службы безопасности РФ, предоставленной правительству 25 сентября.
При этом собеседник «Новой газеты. Европа» допускает, что на данный момент цифра ещё выше, и данные быстро устаревают, поскольку российские мужчины всё продолжают покидать страну. И ситуация приобрела настолько угрожающий размах, что внутри Кремля идут разговоры о закрытии границ, — отмечается в этом сообщении. А все выходные различные независимые русскоязычные СМИ со ссылкой на свои источники сообщали об этом, как о неизбежности. И даже называлась дата закрытия границ для россиян — 27 или 28 сентября. То есть завтра или послезавтра.
На фоне этих новостей к вечеру сегодняшнего дня грузинские власти гуманно разрешили гражданам России пересекать границу пешком — до этого на погранпереходах образовались многокилометровые очереди, и люди ожидали прохождения границы несколько суток.