СМИ: Сколько зарабатывают немецкие политики «на стороне»

Сколько немецкие политики, в том числе депутаты, могут заработать на стороне? Небольшое исследование об этом 21 марта публикует Berliner Zeitung. Речь идет не о явной выявленной коррупции, но о платных выступлениях, речах и лекциях, так называемых «вечерах у камина», где гости, заплатившие за допуск, могут побеседовать с сильными мира сего. Газета случайным образом проверила предоставленную членами Бундестага информацию об этих доходах.

Выяснилось, что, например, депутат от СвДП Александр Граф Ламбсдорф только в 2019 году получил не менее 49 000 евро за участие в приемах, летних фестивалях и вечерних мероприятиях. Бывший министр экономики Зигмар Габриэль, который был депутатом Бундестага до 2019 года, как акционер SGL Speech Design собрал более 150 000 евро в последний год своего депутатства. Существенная часть бизнес-модели этой компании — посредничество спикеров, в том числе многих депутатов Бундестага. Среди них есть и представители оппозиции, входящие в число самых высокооплачиваемых в парламенте: Кристиан Линднер (СвДП) и Грегор Гизи (Die Linke). Оба указывают на своих сайтах расценки за подобные выступления — это суммы от 3500 до 7000 евро.

В текущем законодательном периоде, т.е. с сентября 2017 года, Линднер собрал не менее 450 000 евро с более чем 70 лекциями. Бундестаг не публикует точные цифры, вместо этого депутаты должны классифицировать каждый отдельный доход. Сам он не видит в этом ничего особенного, так как информация об этих лекциях была «прозрачной для общественности в Интернете в течение многих лет». Так отвечает его пресс-служба. «Нынешнее дело о масках не является основанием для изменения этой юридической практики», — уверен депутат.

Какие у Бундестага есть правила для побочного дохода депутатов? В принципе, в дополнение к своему мандату депутатам разрешается осуществлять и иную деятельность. Кроме того, это должно позволить им продолжить свою карьеру, когда они покинут парламент. Некоторые также работают независимо, например в качестве юристов, управляющих недвижимостью или консультантов. Они должны отчитываться об индивидуальном доходе, этой информации дается один из десяти уровней для публикации. Например, уровень 1 означает доход от 1000 до 3500 евро, уровень 10 составляет более 250 000 евро.

Как считает Тимо Ланге, пресс-секретарь организации Lobbycontrol, «разговоры и лекции – это часть работы депутатов». Политики обязаны этому своим мандатом. Неясно, как отделить такой вид вроде бы побочной деятельности от собственно работы депутата, которая также включает в себя выступления и речи. Однако, если депутат рассказывает о своей политической деятельности за деньги, то это трудно санкционировать, полагает Ланге. «Бундестагу нужен, по крайней мере, сотрудник по вопросам прозрачности, который может проверить информацию, предоставленную депутатами», — говорит он. В настоящее время эта задача лежит на администрации Бундестага. Однако она будет действовать не по своей инициативе, а только в том случае, если имеются какие-то подозрения.

Грегор Гизи занимает, депутат от «Левых», в общей сложности с момента последних выборов в Бундестаг получил дополнительный доход в размере более 450 000 евро. Он адвокат. Кроме того, в 2017 году он опубликовал автобиографию, она продана тиражом более 150 тысяч экземпляров. Если вычесть из 450 тысяч доход от этой книги, то, по подсчетам журналистов, остается еще более 250 000 евро за более чем 100 встреч или лекций. Среди них, например, серия бесед со знаменитостями, которые Гизи модерировал во Дворце Слез и других местах, лекции в банках и строительных компаниях, в ассоциациях, а также по инициативе граждан Ганновера.

«Люди, которые меня приглашают, всегда сами решают, сколько они платят, — ответил Гизи на запрос газеты. — Я никогда не делаю такой запрос». Как Гизи относится к идее запрета платы за выступления? Для политических речей он поддерживает такое предложение. Но должно быть сделано исключение для специализированных лекций, которые требуют знаний. Юристы, безусловно, смогут сформулировать эту разницу, уверен депутат.