Конституционный суд Германии: права партии АдГ нарушаются

Суд в Карлсруэ встал на сторону партии «Альтернатива для Германии», которая подала заявку на получение своих средств для партийного фонда.

Суд встал на сторону АдГ

Конституционный суд Германии постановил, что необходимо принять новый закон о финансировании партийных фондов, так как партия «Альтернатива для Германии» не имеет равные политические возможности по сравнению с другими партиями. Политический фонд Дезидериуса Эразма, который связан с АдГ, не получает деньги из особого бюджета на политические фонды, хотя формально соответствует критериям для получения денег. Суд уточнил, что исключение из государственного финансирования фонда Дезидериуса Эразма, близкого к АдГ, в 2019 году нарушило право партии на равные возможности. Однако суд указал, что политические фонды могут быть исключены из финансирования по новому закону, если этого потребует логика защиты конституции.

Политические фоны в Германии

У АдГ, как и других немецких партий, есть свой фонд — у ХДС есть Фонд Конрада Адэнауэра, у Левых — Розы Люксембург, у СДПГ — Фридриха Эберта. Средства из этих фондов в частности тратят на стипендии, представительства фондов в других странах.

В чем сложность с финансированием бюджетов партий

Правопопулистская партия хочет получить из бюджета Германии большие дотации в свой фонд, как их получают другие аналогичные организации. Главная сложность в том, что финансирование таких фондов не регламентировано законодательно, и Бундестаг просто ежегодно выделяет около 650 млн евро на такие фонды из немецкого бюджета. Пока что основные принципы распределения средств регулирует декларация о государственном финансировании политических фондов. В ней указано, что когда партия повторно проходит в Бундестаг, то аффилированный с партией фонд имеет возможность получить свою долю денег.

До появления оппозиционной партии АдГ никаких вопросов не возникало, и многих устраивала система распределения сотни миллионов евро между партиями. Партия «Альтернатива для Германии» прошла в Бундестаг в 2017 и в 2021 году, поэтому формально, по декларации, имела право на свою долю от 650 млн евро.