ЕС вводит персональные санкции в отношении российских чиновников
Министры иностранных дел Евросоюза 22 февраля на встрече в Брюсселе договорились о новом пакете санкций в отношении России. Во встрече по видеосвязи принимал участие и госсекретарь США Энтони Блинкен.
Новый пакет санкций вступит в силу после окончательной доработки. Таким образом Евросоюз отреагировал на попытку убийства и арест российского оппозиционного политика Алексея Навального, а также в целом на нарушения прав человека в России.
Конкретные детали того, как будут выглядеть санкции, пока не разглашаются, однако они являются персональными и распространяются на российских чиновников, ответственных за задержание и судебный процесс над Алексеем Навальным. Пока не названным российским чиновникам грозит арест счетов и их собственности на территории Евросоюза. Кроме того, в их отношении будет действовать запрет на въезд в Европу. Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального ранее направлял руководству ЕС перечень лиц, которых, по мнению фонда, бязательно необходимо подвергнуть санкциям. В этот список, входят крупные российские бизнесмены, такие как Роман Абрамович, Алишер Усманов, Олег Дерипаска и Геннадий Тимченко.
Леонид Волков и Иван Жданов, руководители ФБК, накануне вечером встречались с министрами иностранных дел стран Евросоюза, заявив, в частности, что (цитата) «те, кто непосредственно отвечает за репрессии, не могли бы существовать без поддержки олигархов. И наоборот, российские олигархи не были бы олигархами без репрессивной машины, позволяющей близким друзьям Путина становиться миллиардерами».
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас перед сегодняшним заседанием сказал, что необходимо найти баланс: с одной стороны, ввести санкции в отношении России, с другой — не потерять возможность диалога с ней по другим очень важным для Евросоюза вопросам. Действительно, сложная задача.
Хайко Маас, министр иностранных дел Германии:
Я выступаю за то, чтобы выдать мандат на введение санкций, предварительно подготовив перечень лиц. В то же время мы должны продолжать искать способы диалога с Москвой. Россия нам необходима для разрешения множества международных конфликтов. И этот вопрос нам тоже нужно решать: как можно поддерживать конструктивный диалог с Россией, даже в случае, когда отношения между ЕС и Россией достигли своей самой низкой точки? Мы уже дали понять, еще тогда, когда Навальный был отравлен, что не готовы мириться с нарушениями международного права…
О нарушении международного права со стороны России говорил сегодня и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Он отметил, что восточный сосед продолжает игнорировать решения Европейского суда по правам человека, несмотря на то, что официально признает его верховенство:
Очевидно, что Россия придерживается курса на конфронтацию с Европейским союзом. В случае с господином Навальным получен прямой отказ соблюдать принятые на себя обязательства, включая отказ выполнять решения Европейского суда по правам человека. Основная тема переговоров министров иностранных дел — это то, каким должен быть наш ответ. Я надеюсь, что ответ будет единодушным и решительным….
22 февраля утром, еще до встречи министров, российский посол в Евросоюзе Владимир Чижов в интервью немецкой газете Die Welt предупредил Брюссель о серьезных последствиях в том случае, если такие санкции будут одобрены. Он заверил, что Москва «готова ответить» на них.
Агентство Reuters также сообщило, со ссылкой на неназванных дипломатов, что санкции будут введены против главы российского Следственного комитета Александра Бастрыкина, директора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Калашникова, директора Национальной гвардии Виктора Золотова и генерального прокурора России Игоря Чайки.
Однако представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель позже заявил, что Евросоюз не будет вводить санкции против российских бизнесменов. «Мы должны найти для этого основания, верховенство права тоже нужно соблюдать. Мы не можем вводить санкции против людей, которые нам просто не нравятся», — заявил Боррель во время пресс-конференции.