Бразильский мутант усложняет борьбу с пандемией

Бразильские исследования показывают, что местный штамм коронавируса P.1 обходит иммунную защиту, полученную от предыдущих инфекций, в 25-61 процентах всех случаев, сообщает Spiegel 27 марта.

Пандемия короны в Бразилии в последние недели почти полностью вышла из-под контроля, страна все больше превращается в глобальный эпицентр вирусного кризиса. Больницы почти во всех крупных городах работают на пределе своих возможностей, но все больше и больше людей ждут своей койки интенсивной терапии. Бразилия занимает второе место в мире по количеству случаев заболевания, сразу после США.

P.1 — это название особо агрессивной вирусной мутации, которая в значительной степени ответственна за разрушительную ситуацию в стране. Он проявил себя как минимум в семи регионах страны, а также растет в соседнем Уругвае. Кроме того, P.1 был обнаружен как минимум в 25 других странах — и эта тенденция растет.

Мутант уже прибыл в Германию. В конце января эксперты впервые обнаружили один такой случай в Гессене, секвенировав образцы вируса. Пока известно лишь о нескольких заражениях этим штаммом. Однако вопрос о том, как будет развиваться тренд, остается открытым.

P.1 был впервые обнаружен в Токио в январе у четырех человек, прибывших в Бразилию из Амазонского бассейна. Эксперты предполагают, что мутация возникла там в период с ноября по декабрь и восходит к линии B.1.1.28 Sars-CoV-2. В Бразилии также широко распространен вариант P.2, который появился немного раньше.

Судя по всему, P.1 сочетает в себе несколько свойств предыдущих мутаций: очевидно, что, как и британский вариант, он почти вдвое более заразен, чем вирус дикого типа. Инфицированные имеют гораздо более высокую вирусную нагрузку, они потенциально более заразны. P.1 показывает 17 изменений в геноме. Десять из них касаются шипового S-белка, которым вирус стыкуется с человеческими клетками-хозяевами. С точки зрения генетических изменений этот штамм также похож на вариант из Южной Африки (B.1.35) — оба несут мутацию с обозначением E484K.

Ученые предполагают, что P.1 снижает эффективность нейтрализующих антител у выздоравливающих и вакцинированных. Это означает, что, несмотря на вакцинацию или приобретенный в результате болезни иммунитет, люди могут быть восприимчивы к этому вирусу. В лабораторных результатах исследователи уже смогли показать, что антитела не могут связываться с вирусом, чтобы эффективно бороться с ним. Исследование, проведенное в Бразилии и Великобритании, также показало, что P.1 обходит иммунную защиту, полученную от предыдущих инфекций, в 25–61% всех случаев.

Ситуация в городе Манаус на северо-западе Бразилии показывает, какое влияние эти цифры могут иметь на течение пандемии: в мегаполисе с миллионным населением недавно произошел еще один значительный всплеск заболеваемости, хотя многие жители города переболели весной прошлого года. Многие эпидемиологи в то время даже предполагали, что в стране уже есть коллективный иммунитет.

Если иммунизация, полученная из-за перенесенной инфекции, не обеспечивает надежной защиты от инфекции P.1, то неясно, насколько хорошо работают вакцины, одобренные на сегодняшний день в ЕС. Однако достоверных данных пока нет. По словам бразильского вирусолога Атилы Ямарино, лабораторные тесты показали, что вакцины от китайского производителя Sinovac и британско-шведской компании AstraZeneca могут эффективно бороться с мутацией без их дополнительной адаптации. Другие результаты показали, что AstraZeneca была значительно менее эффективной против южноафриканского варианта, который аналогичен штамму P.1 .

Исследование ученых из Оксфорда, которое еще не прошло рецензирование, дало положительные результаты. По их данным, вакцины от Biontech и AstraZeneca будут работать лучше против P.1, чем предполагалось изначально. «Результаты показывают, что P.1, возможно, менее устойчив к вакцинации и иммунным ответам, чем южноафриканский вариант», — говорят эксперты. Другое исследование, которое тоже еще не было оценено, пришло к иному выводу: по сравнению с P.1 эффективность агентов от Biontech и Moderna значительно ниже.

По поводу вакцины Johnson & Johnson исследования проводились в Южной Африке и Бразилии, когда там уже появлялись мутации, сообщает Калифорнийский университет в Сан-Франциско. Есть данные, свидетельствующие о том, что вакцина надежно защищает от летальных исходов и тяжелого течения заболевания бразильским штаммом. Однако в целом и от этого препарата следует ожидать менее сильной эффективности, чем против дикого типа.

Даже если окажется, что существующие вакцины предлагают хотя бы некоторую защиту, обострение ситуации с короной в Бразилии таит в себе дополнительные опасности. Высокая заболеваемость означает, что у вируса есть много возможностей снова и снова мутировать. Эксперты опасаются, что разовьется своего рода супервирус, против которого ни одна из известных вакцин уже не поможет.