90% немецких компаний, работавших в РФ до войны, остаются на российском рынке

Спустя год после начала войны только 10% немецких компаний, работавших в России, покинули российский рынок. Всего, по оценкам университета Санкт-Галлена, к концу 2022 года в РФ оставалось почти 1300 компаний из Евросоюза и стран большой семерки, 250 из них – из Германии. Это самая большая доля по сравнению с другими странами (на втором месте – Кипр, на третьем – США). 

Уход немецких кампаний затрудняет сразу несколько факторов – от давних и больших инвестиций, сделанных в российские подразделения, до ограничений, наложенных правительством РФ и тем, что сами представители кампаний называют «моральными обязательствами». 

Еще летнее исследование Института Лейбница в Дрездене показало, что многие малые и средние компании из ФРГ, оперирующие в России, сильно зависят от прибылей на местном рынке, и вынуждены будут пойти на значительные убытки в случае ухода из страны. В виду ответственности менеджмента компаний перед владельцами и сотрудниками решение об уходе часто бывает сложным. 

Законодательные препоны

Еще одно объяснение – трудности со стороны российского законодательства. Правительство РФ делает уход с местного рынка все более сложным для западных компаний. Управляющий директор Комитета по экономическим связям с восточной Европой Михаэль Хармс отмечает, что для ухода западный бизнес должен получать официальное одобрение, нередко даже подписанное самим президентом. 

В декабре Госдума РФ приняла закон, согласно которому акции российских подразделений западных компаний в случае их ухода из страны могут продаваться только за 50% от рыночной цены. При этом 10% от суммы сделки должно пойти на покрытие обязательных сборов. «Поэтому неудивительно, что, хотя многие западные компании закрыли или приостановили свой российский бизнес, лишь небольшая их часть полностью ушла с рынка», — подчеркивает Хармс. 

Пример таких трудностей – Volkswagen: хотя автопроизводитель остановил свое производство в Калуге еще в марте 2022 года, он до сих пор не смог продать свой завод и, следовательно, по-прежнему юридически представлен в России.

В бизнес-кругах отмечают, что уход с рынка, который сегодня по очевидным причинам не считается инвестиционно привлекательным, связан с продажей собственности за бесценок. «Поэтому, с точки зрения бизнеса, компании должны очень тщательно думать о том, хотят ли они продавать свои подразделения в условиях низкого рынка», – поясняет директор Института Лейбница Хольгер Гёрг.

Гуманитарные обязательства и безопасность сотрудников

Часть крупных немецких компаний остается в России не только из-за трудностей с продажей филиалов и больших возможных убытков, но и по соображениям гуманитарного характера. Так поступают производитель лекарств и семян Bayer, фармгигант Merck или корпорация Beiersdorf, выпускающая продукты под маркой Nivea и Hansaplast. Все они прекратили инвестиции в развитие и рекламу на российском рынке, а также сократили ассортимент своей продукции до «минимально необходимой» линейки. При этом представители всех трех компаний подчеркивают, что поставка лекарств и гигиенических товаров (или, в случае с Bayer – еще и семян) имеет критическое гуманитарное значение, и они не намерены ее прекращать. 

Еще одно соображение, которое выдвигают немецкие компании в пользу продолжение работы в России – забота о сотрудниках. Так, у Bayer их в стране около 10 000. Столько же работает в 19 российских гипермаркетах немецкого продуктового ритейлера Globus. Globus также опасается уголовного преследования для своего менеджмента и сотрудников в России в случае ухода и неисполнения обязательств по контрактам.