В Германии возобновились дебаты о возвращении к призывной армии

В Германии вновь разворачивается дискуссия о воинском призыве. Канцлер Олаф Шольц и министр обороны Борис Писториус уже успели назвать отмену обязательной службы ошибкой. Председатель комитета по обороне бундестага Мари Агнес Штрак-Циммерман считает, что отказ от призыва оправдан в мирное время, а в случае военной напряженности его можно вернуть. Однако и политики, и эксперты признают, что вновь ввести призыв будет непросто. 

На слушаниях в Бундестаге на прошлой неделе канцлер Олаф Шольц заявил, что нынешнее правительство должно исправить ошибки, допущенные прежним кабинетом. «Это включает не только сокращение Бундесвера и отмену воинской повинности, но и крупнейшую программу жесткой экономии для армии». Параллельно министр обороны Писториус отметил в интервью Süddeutsche Zeitung, что «приостановка призыва на военную службу была ошибкой».

После отмены обязательной воинской повинности в 2011 году, правительство ввело возможность добровольной службы. Как отмечает заместитель главы территориального командования бундесвера Андреас Хенне, в прошедшие годы армия предпринимала слишком мало усилий по привлечению молодых людей на такую службу. Теперь обстоятельства изменились, но это не отражается на количестве добровольцев: по состоянию на ноябрь 2022 года на волонтерской основе в Бундесвере служили 9200 юношей и девушек. Для сравнения: при возращении обязательного призыва ежегодный резерв потенциальных призывников составил бы 700 000 человек. 

Однако для того, чтобы призвать столько – или даже гораздо меньше – людей, есть серьезные препятствия. Председатель парламентского комитета по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн признает, что задумывается о необходимости вернуть призывную армию, но однозначно решить этот вопрос «простым да или нет», по ее мнению, нельзя. 

Семь неизбежных условий 

Как отмечает Штрак-Циммерман, при возвращении к обязательному призыву нужно учесть семь факторов: 

  1. Призыв на военную службу должен распространяться и на женщин, как это уже много лет происходит в таких странах, как Израиль. Председатель оборонного комитета Бундестага подчеркивает, что освобождение женщин от службы не удастся отстоять в Конституционном суде ФРГ. 
  2. Существующие казармы и инфраструктура армии должны быть кардинально перестроены и расширены. В прошедшие годы многие объекты Бундесвера были переданы муниципалитетам и вернуть их будет проблематично.
  3. В армии не хватает инструкторов для подготовки нового объёма новобранцев, и быстро набрать их будет нельзя.
  4. В Бундесвере дефицит техники; ее также невозможно будет закупить в краткосрочной перспективе. 
  5. Необходимо будет восстановить инфраструктуру военных судов. 
  6. Военная служба должна быть продлена, как минимум до 12 (или даже 18) месяцев. Поскольку современные системы вооружения слишком сложны, чтобы обучиться управлять ими в краткий срок. 
  7. Последний – и главный пункт: возвращение призывной армии потребует десятков миллиардов евро госрасходов. 

Еще одна проблема, не упомянутая Циммерман, но названная Борисом Писториусом: вопрос о возвращении к призыву вызовет масштабные дебаты в немецком обществе, которое уже, в значительной своей части, чувствует отчужденность по отношению к государству. 

«Нам нужны профессиональные солдаты» 

Профессор мюнхенского Университета бундесвера Карло Масала в комментарии Der Spiegel подчеркивает, что восстановление всеобщего призыва потребовало бы слишком больших затрат. Эксперт, так же как Штрак-Циммерман, обращает внимание на сложность обучения работе с современной боевой техникой. «Нам нужны профессиональные солдаты, и мы не можем получить их по призыву», — считает Масала.

Военный комиссар Ева Хегль, со своей стороны, приветствует, что дебаты о возможном возвращении к призыву возобновились. «Между добровольной и обязательной службой может быть много вариантов. Однако на данный момент я не вижу политического большинства в пользу всеобщего призыва», – отмечает Хегль. При этом, по ее мнению, ресурсов сегодняшней контрактно-добровольческой системы не хватит для формирования достаточного армейского резерва.