В Германии число потенциальных правых экстремистов превысило 50 тыс человек

Во вторник, 10 июня, глава МВД Германии Александр Добриндт (ХСС) представил отчет Федерального ведомства по защите конституции за 2024 год. В 410-страничном документе говорится о росте числа как правых, так и левых экстремистов и исламистов. Кроме того, отмечается, что шпионаж, саботаж и иностранное влияние представляют серьезную угрозу безопасности Германии.

Правые экстремисты

По оценкам ведомства по защите конституции, в 2024 году в Германии насчитывалось 50 250 потенциальных правых экстремистов. Годом ранее этот показатель был почти на 10 тысяч меньше — 40 600 человек. Более 15 000 из них считаются «склонными к насилию». Глава МВД Добриндт назвал эту цифру «пугающей». С 2015 года число правых экстремистов увеличилось более, чем в два раза.

Что касается партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), то в 2024 году в ее рядах было 20 000 человек, потенциально склонных к правому экстремизму, в 2023 году их было 11 300. Ведомство по защите конституции считает партию «с учетом ее политического и социального влияния и числа членов» влиятельным игроком в «спектре партий, представляющих угрозу правого экстремизма или подозреваемых в правом экстремизме».

В отчете отмечается и рост числа так называемых «рейхсбюргеров» (Reichsbürgern) и «самоуправляющихся» (Selbstverwaltern). В 2024 году из количество увеличилось на 1000 человек и достигло примерно 26 000 человек. «Рейхсбюргеры» не признают Федеративную Республику Германию как государство, демократические и правовые структуры, такие как парламент, законы или суды. Они не хотят платить налоги, социальные взносы или штрафы. «Самоуправляющиеся» часто определяют свое жилье как свою собственную национальную территорию и даже отмечают ее пограничными знаками.

Левые экстремисты

Число лиц, причисляемых к леворадикальной среде, увеличилось на 1000 и теперь составляет 38 000 человек, из них 11 200 считаются склонными к насилию. Количество преступлений, совершенных на основе леворадикальных убеждений, в прошлом году выросло на 38% — почти до 5900 правонарушений. Как сообщают власти, значительная часть этих преступлений была направлена против предприятий, а также против объектов критической и иной инфраструктуры.

«Левый экстремизм ставит под угрозу не только экономическую стабильность Германии, его последствия становятся все более ощутимыми для широких слоёв населения», — говорится в докладе. Так, в результате поджога опоры линии электропередачи недалеко от завода Tesla в Грюнхайде (Бранденбург) был нанесен ущерб на несколько сотен миллионов евро. Серьезный перебой в электроснабжении также затронул другие компании, клинику и частные дома в Берлине и Бранденбурге.

Исламисты

В стране насчитывается 28 280 потенциальных исламистов, из них 9 540 человек склонны к насилию. Наибольшую угрозу в этом спектре в настоящее время представляет «Исламское государство».

При этом власти фиксируют изменение тактики этой организации. Как говорится в докладе, ИГ применяет два различных способа действий: с одной стороны — это подготовленные, обученные исполнители, действующие группами и осуществляющие сложные теракты; с другой стороны — ставка делается на вербовку одиночек, которые совершают «простые» атаки с использованием легко доступных средств (например, ножей или автомобилей). По оценке спецслужб, в настоящее время ИГ делает акцент именно на втором варианте.

Иностранные спецслужбы и организации

Иностранные службы и организации также вмешивались и сознательно разжигали конфликт в Германии. Например, пророссийская хакерская группа «NoName057(16)». Вместе с другими группами из альянса под названием «Holy League» в декабре 2024 года она совершила кибератаку на веб-сайты федеральных и земельных органов власти, а также некоторых немецких компаний. В этом альянсе также активны пропалестинские организации.

В целом, шпионаж, кибератаки, иностранное влияние, дезинформация, саботаж и даже государственный терроризм считаются ведомством по защите конституции серьезной угрозой. В результате может ослабнуть позиция Германии в международных переговорах, ухудшиться социальная сплоченность и нарушиться свобода формирования мнения и воли.

Служба внутренней разведки называет четыре государства, от которых исходят подобные атаки в первую очередь: Россию, Китай, Иран и Турцию. Особенно в отношении России сотрудники ведомства по охране Конституции отмечают «жесткий подход» — такие методы, как шпионаж и саботаж, осуществляемые при помощи завербованных, но не обученных одиночек. В Европе участились случаи поджогов, вандализма, слежки и пропагандистской деятельности, которые, по всей вероятности, исходят от российских спецслужб или могут быть ими инициированы. В отчете говорится, что гибридные угрозы со стороны России будут только усиливаться.