В Берлине правые экстремисты и исламисты объединились в ненависти к квир-сообществу

Правых экстремистов и исламистов объединяет растущая враждебность к представителям квир-сообщества. Как пишет Tagesspiegel, к такому выводу пришло Берлинское ведомство по защите конституции в отчете за 2024 год, который был обнародован во вторник, 20 мая.

Берлинское квир-сообщество оказалось в центре нападок как со стороны правых экстремистов, так и со стороны исламистов, в том числе салафитов, предупреждает Берлинское ведомство по защите конституции.

«От деятельности антиконституционных группировок снова и снова страдают социальные меньшинства — их оскорбляют, унижают и атакуют. В центре внимания врагов Конституции вновь оказываются гомосексуальные, квир- и трансгендерные люди», — заявила сенатор по внутренним делам Ирис Шпрангер (СДПГ). «То, что людей атакуют из-за их внешности, сексуальной ориентации или политического мнения, — неприемлемо и несовместимо с ценностями нашего демократического и плюралистического общества», — добавила сенатор и пообещала, что власти «будут решительно противостоять этому всеми доступными средствами».

От нападок на этнической почве к насилию против квир-людей

Если ранее правые экстремисты и представители «новых правых» были сосредоточены на этнической идентичности и расизме, то теперь они все чаще нападают на представителей ЛГБТК+ — в том числе с применением насилия, например, во время демонстраций на Christopher Street Day (CSD). Таким образом, правые экстремисты напрямую продолжают преследования гомосексуалов, имевшие место при национал-социалистах в Третьем рейхе. Об этом также говорится в годовом отчете Ведомства по защите конституции.

Для правых экстремистов квир-люди — это «чужаки», «извращенцы», «носители болезней», «угроза для детей», отмечает Tagesspiegel. В интерпретации ультраправых представители ЛГБТК+ — часть некоего более масштабного заговора элит и СМИ, направленного на «великую замену» и «разрушение народа».

Салафиты призывают убивать гомосексуалов

С другой стороны, служба внутренней разведки также фиксирует растущую угрозу для квир-людей со стороны исламистов. Так, либеральная мечеть «Ибн-Рушд-Гете», в которой гомосексуальные люди также могут быть членами общины, стала объектом джихад-салафитской пропаганды. Например, террористы «Исламского государства провинции Хорасан» в Афганистане называли мечеть «местом поклонения дьяволу» и «попыткой евреев и христиан испортить исламскую веру». Мечеть также была причислена исламистами к целям «для нападений на Германию в качестве мести за мусульман».

Это находит отклик в берлинской салафитской среде и приводит к радикализации. В частности, под удар попадает мусульманская молодежь.

Рост числа исламистов

В 2024 году число исламистов увеличилось — сцена пополнилась на 60 человек и насчитывает теперь 2440 участников. Наибольшую часть из них составляют салафиты — 1110 человек. По данным Ведомства по защите конституции, уровень угрозы в столице по-прежнему остается высоким.

При этом отмечается, что исламисты нацеливаются на фестивали, концерты и спортивные мероприятия. На международном уровне объектом интереса стал, в частности, чемпионат Европы по футболу в прошлом году. Вместо сложных планов терактов исламисты делают ставку на тактику «Low-Level-Attacks» — нападений с низким уровнем подготовки. Сторонников призывают вести «индивидуальный джихад» и бороться с неверными в собственных странах.

Салафиты все активнее ориентируют свою пропаганду на детей и подростков — главным образом через социальные сети и мессенджеры. Ведомство по защите конституции видит в этом опасность: «через индоктринацию салафитской идеологией создается основа для экстремистского мировоззрения». В Берлине салафиты даже специально адаптируют свои учебные программы для девочек младше десяти лет.

Новые правые: радикализация в цифровой среде

В сфере правого экстремизма обращает на себя внимание, что помимо доминирующей малой партии «Третий путь» („Der Dritte Weg“), которая вербует молодежь через боевые виды спорта, появляются новые, более разрозненные группы — преимущественно в соцсетях. Эти группы молоды, склонны к насилию, хорошо связаны между собой — и проходят ускоренную радикализацию в интернете.

Изначально Ведомство по защите конституции считало это интернет-феноменом — просто несколько заблудших подростков, делящихся мемами про Гитлера. В результате возникла волна насилия — против политических оппонентов и квир-людей. Всего к правому экстремистскому спектру по-прежнему относятся 1450 человек, из них 790 считаются склонными к насилию.

Левые радикалы

Левоэкстремистская сцена в значительной степени расколота — причинами стали конфликт на Ближнем Востоке и антиизраильские протесты. В целом численность левых экстремистов выросла на 100 человек и составляет теперь 3800. Из них 600 считаются склонными к насилию.

Ведомство по защите конституции видит угрозу в том, что склонные к насилию левоэкстремисты из-за отсутствия динамики в движении все чаще уходят в подполье и организуются в небольшие тайные группы. В качестве примера приводятся так называемые «эко-анархисты», совершавшие поджоги на железнодорожной инфраструктуре и промышленных компаниях.