Европейские ценности в России
В Берлине при поддержке МИДа Германии прошла сегодня конференция “Европейские ценности в России: правозащитный аспект”. Её организаторы — “Форум русскоязычных Европейцев” — запланировали мероприятие до начала пандемии, и в итоге она проводилась в “гибридной форме” — онлайн по видеотрансляции и оффлайн — на подиуме выступали “живые” спикеры и зрители — что само по себе по нынешним временам событие. «Условия сейчас такие — не больше 50 человек, но так, чтобы в зале можно было сохранять (дистанцию) в полтора метра.«- заявил организатор конференции, Игорь Эйдман. Конференция также транслоровалась в Youtube, Facebook и Zoom. При этом организаторам сама оффлайн-часть была очень важна, т.к. именно она может «объединить усилия правозащитников из разных стран, позволить им рассказать друг-другу о проблемах и тех задачах, что они решают. «
Правозащитники говорили о гендерной дискриминации и государственной гомофобии и преследовании за религиозные убеждения в России, о праве российских оппозиционеров на жизнь, свободе слова и правах человека на Северном Кавказе и на контролируемых Россией украинских территориях. Тема первого круглого стола — гендерная дискриминация и государственная гомофобия в России: «Здесь я хочу немного рассказать о стране в которой я родилась и росла, о России и о её законах защищающих женщин от всех видов насилия. Вкратце можно бы было сказать, что их нет. Россия это страна, которая не только не ратифицировала, но и не подписала стамбульскую конвенцию. Что такое Стамбульская конфенция? Это конвенция Совета Европы по предотвращению насилия в отношении женщин и в семье, на данный момент это наиболее реальный механизм борьбы с этим насилием в разных странах.«- выступила актифистка фем-движения Динара Расулева.
Светлана Шайтанова, координатор проекта “Разнообразие heißt Vielfalt” Академии Вальдшлёссхен, активистка Quarteera сказала, что для «активистов и активисток гражданского общества из России и Германии, эта конференция важна, чтобы мы были в курсе разных повесток друг друга и придать огласке те проблемы, над которыми мы работаем. Если говорить о людях, которые не совершили каминг-аут, то если раньше они могли выйти из дома в дружественные пространства, которых много в Германии, то сейчас все они закрыты и они вынуждены быть заперты в 4 стенах со своими возможно гомофобно настроенными родителями. Люди, которые составляют большую часть нашего комьюнити, комьюнити “Quarteera” это экспаты, мигранты, мигрантки у которых нет здесь семьи. Для нас карантинные меры значат, что мы заперты в своих домах без пути к социализации. Меры, о которых говорит государство, что вот на рождество можно посещать семью и встречаться с двумя домохозяйствами. Для меня это значит что я и ещё один человек. Мой социальный круг супер сузился
Говорили сегодня в конференц-центре Бум и о политических убийствах, и о преследовании за религиозные убеждения, и о правах на демонстрации. Тема защиты прав человека — абсолютно международная, и в 2020-м году в любой стране к перечню причин для дискуссии на правозащитную тему добавился коронакарантин. С точки зрения Игоря Эйдмана, «Знаете, есть известная русская пословица — “кому жемчуг мелкий, а кому (суп жидкий)». Т.е. Все проблемы относительны. Для человека, который родился в Советском Союзе, жил в России такие проблемы как “зашёл в магазин-надел маску” кажутся ничтожными, это абсолютная чепуха. Вокруг этой чепухи раздули психоз и истерию”. В России людей могут забрать в милицию, избить, изнасиловать и полицейским за это ничего не будет.«