В Баварии пастора отстранили от службы из-за обвинений в груминге несовершеннолетних

На юге Баварии, в небольшом городке под названием Хауценберг, что недалеко от Пассау, разразился скандал. С 24 марта пастора Александра Аулингера отстранили от службы из-за обвинений в груминге несовершеннолетних. Община раскололась на тех, кто поддержал пастора, и тех, кто его критикует. Журнал Spiegel опубликовал больше расследование произошедшего.

Епархия Пассау 24 марта отстранила от службы Александра Аулингера — 47-летнего пастора городка Хауценберг. Аулингеру также запрещены любые публичные выступления, а также проведение месс и совершение таинств. Мужчину обвиняют в совершении действий, не классифицируемых как уголовные преступления, но противоречащих кодексу поведения епархии Пассау. Об этом говорится в ответе епархии на запрос Spiegel. Речь идет об употреблении алкоголя вместе с несовершеннолетними, а также, по данным Spiegel, о груминге. Груминг — это стратегия при которой взрослый, обладающий авторитетом, завоевывает доверие несовершеннолетнего, чтобы в дальнейшем злоупотребить им. Часто груминг предшествует сексуализированному насилию над детьми и подростками.

Адвокат Аулингера заявил по запросу Spiegel, что он и его подзащитный «очень серьезно» относятся к этим обвинениям. «Аулингер всегда придерживался действующих правовых и церковных предписаний в своей пастырской деятельности. Уважительное соблюдение границ и дистанции всегда было и остается для него ключевым принципом в контактах с молодежью», — подчеркнул адвокат. Он и его подзащитный открыты к прозрачному разбирательству и приветствуют справедливую и тщательную проверку обстоятельств.

«Явное нарушение границ»

После крупных скандалов, связанных с насилием в церкви, были определены контактные лица и комиссии, которые обязаны оперативно реагировать на подобные подозрения.

В случае с Аулингером — в отношении которого действует презумпция невиновности — была подключена Независимая комиссия по расследованию при епархии Пассау. Ее председатель Гвидо Поллак сообщил Spiegel, что «никаких указаний на сексуальные или сексуализированные действия со стороны пастора нет», однако «есть признаки поведения, указывающего на попытки сближения».

Видеозаписи и фотографии свидетельствуют о том, что некоторые подростки были сильно пьяны во время выездных выходных летом 2023 года. «Пастор значительно вышел за рамки допустимого в своей роли в работе с молодежью. Это было очевидное нарушение границ», — уточнил Поллак.

Конфиденциальный отчет

Более подробная информация содержится в конфиденциальном отчете объемом примерно в 150 страниц, который оказался в распоряжении платформы Correctiv. Примерно дюжина человек, как сообщается, высказались о поведении Аулингера. В документе также приводятся конкретные примеры неправомерных действий пастора. Отчет был составлен Хельмутом Хефлем — независимым контактным лицом по вопросам духовного насилия в епархии Пассау.

При этом епархия отказалась обнародовать документ. По словам нескольких лиц, знакомых с текстом, им было предписано не передавать отчет далее. Епархия объяснила это тем, что юридическая проверка выявила недостатки: «С точки зрения епархии, факты изложены неверно, представлены утверждения, которые можно опровергнуть, а также нарушены личные права третьих лиц». Поэтому в епархии решили не допустить распространения отчета. Также указывается, что документ был составлен «без ведома и поручения епархии». Епархия, как подчеркивается, «действует в этом вопросе независимо от упомянутого 150-страничного отчета». Сам Хельмут Хефль на запрос Spiegel не ответил.

Прокуратура начала проверку

Прокуратура начала предварительную проверку. Однако, как сообщил представитель ведомства журналистам Spiegel, «поводов для подозрения в совершении уголовного преступления не обнаружено». Тем не менее, появилась возможная свидетельница, которую вскоре должна допросить полиция.

Независимая уполномоченная по вопросам сексуализированного насилия в епархии, адвокат Роземари Вебер, ранее настоятельно рекомендовала подключить следственные органы. По ее словам, она получила несколько частично анонимных сообщений от пострадавших, но без дальнейших проверок нельзя было сделать выводов о конкретных правонарушениях.

Раскол сред прихожан

Тем временем в церковной общине вспыхнул конфликт между сторонниками и критиками пастора. Поддержавшие Аулингера прихожане говорят о «грязной кампании» и «травле». Они провели службу солидарности 23 марта, на которую собрались 2500 человек. Тысячи подписали онлайн-петицию за возвращение Аулингера к службе.

С другой стороны, звучат обвинения в том, что Аулингер поощрял травлю своих критиков в общине. «Многие, кто высказывался критически, чувствовали себя изолированными или пострадавшими от буллинга, вплоть до конкретных угроз», — заявил епископ Остер. По его словам, некоторые прихожане с тех пор живут «в страхе, неуверенности и депрессии». Остер отметил, что у Аулингера несомненно есть выдающиеся способности, и он действительно умеет привлекать к себе людей. Но и в его предыдущем приходе возникали спорные моменты. В прошлом в отношении пастора уже вводились две меры, ограничивающие его работу с молодежью. Какие именно обвинения ему предъявлялись тогда, епархия сообщать не стала.

Согласно «Passauer Neue Presse», с июня 2023 года в епархию поступило около 50 сообщений о поведении Аулингера — как от епархиального отдела профилактики, так и от церковных сотрудников и отдельных граждан. Епископ Остер подчеркнул, что подобные заявители — это не «трусливые доносчики» или «злобные завистники», а люди, искренне обеспокоенные благополучием детей и подростков. Некоторые из них боялись выступать открыто.

Сам Аулингер не стал комментировать произошедшее в ответ на запрос Spiegel.