Уголь, атом, газ: как немецкое правительство пытается выйти из энергетического кризиса
В поисках замены для российского газа
В ближайшие дни в Германии возобновит работу электростанция, производящая энергию из каменного угля. Такое решение немецкое правительство приняло на фоне нехватки природного газа для производства электроэнергии.
Электростанция Mehrum в Нижней Саксонии – не последняя, которая долгое время оставалась в резерве у Минэкономики и которая, по всей видимости, пригодится сейчас, в разгар энергетического кризиса. За ней могут последовать ряд других угольных электростанций, поскольку власти Германии с недавнего времени разрешили им вернуться к работе — правда, мера эта временная, пока Германия не преодолеет текущие проблемы с перебоями в поставках газа. В Федеральном сетевом агентстве Германии, которое цитирует агентство dpa, озвучили срок до апреля следующего года – то есть, в идеале угольная электростанция должна проработать чуть больше полугода. И по данным всё того же Федерального сетевого агентства, еще в июне на долю природного газа приходилось чуть больше одной десятой от общего количества вырабатываемой в Германии электроэнергии. Сама же станция Mehrum, о перезапуске которой было объявлено сегодня, сможет обеспечивать электричеством приблизительно полмиллиона домохозяйств.
Эта новость заставила встрепенуться целый ряд немецких политиков. Глава земли Саксония от партии ХДС Михаэль Кречмер в интервью экономической газете Handelsblatt назвал запуск угольной электростанции “безумием”, а переход к возобновляемым источникам энергии попросту провалившимся: «У нас должна быть возможность удовлетворить базовый спрос в энергетике. Запускать электростанции, работающие на буром Угле, — это безумие! Энергетический переход с использованием газа в качестве базового источника энергии не удался. У нас также пока нет возможности производить достаточное количество электроэнергии с помощью ветра и солнца. Пока федеральное правительство не разработало новую концепцию реструктуризации энергетики, должны продолжать работать атомные электростанции».
Настаивает на том, что закрывать АЭС в Германии еще рано, и министр финансов Кристиан Линднер. В интервью «Bild am Sonntag» он предложил вместо газовых электростанций использовать атомные, а от газа на период кризиса отказаться полностью: «Электричество больше не может производиться с помощью газа – у Роберта Хабека достаточно полномочий положить конец этому. Лучше не закрывать безопасные и безвредные для климата атомные электростанции, а использовать их до 2024 года, если это необходимо».
Министр экономики Германии Роберт Хабек на эти выпады со стороны своих коллег отреагировал скорее сдержанно, и продолжил настаивать на своем: газ в системе электроснабжения Германии не может быть заменен полностью. “Хотим мы того или нет, но сейчас в Германии есть системообразующие электростанции, которые работают на газе. Если они перестанут получать газ, мы получим серьезные перебои со снабжением уже сейчас” (конец цитаты). Пресс-секретарь Хабека добавила к этому, что там, где заменить газ возможно, правительство будет это делать. Ну, а по поводу атомной энергии представитель Хабека сказала, что сейчас Минэкономики проводит скрупулезный анализ, который в конце августа должен дать ответ на вопрос, может ли Германия позволить себе отказаться от АЭС.
Дебаты о сверхприбыли
Продолжаются в Германии и споры о том, нужно ли вводить налог на сверхприбыль. Тема встала в Германии особенно остро сейчас – ввиду того, что для ряда энергетических компаний появился шанс резко обогатиться из-за возросших цен на энергоносители.
За введение налога на сверхприбыль высказались представители правящих партий СДПГ и Зеленые. Председатель партии Зеленые Рикарда Ланг в интервью ZDF заявила, что Германии здесь стоит обратиться к опыту Испании и Великобритании, где подобный налог уже есть. А вырученные для бюджета деньги, по мнению политика, должны были бы пойти на дальнейшие меры по финансовой поддержке населения грядущей осенью.
Против введения налога выступает лидер Свободных демократов Кристиан Линднер. По его мнению, такое решение стало бы негативным прецедентом для немецкой экономики, поскольку нанесло бы урон налоговой системы Германии и, цитата, “открыло бы двери для дальнейшего произвола”.
Бундесрат уже единожды проголосовал против введения налог на сверхприбыль – за тогда проголосовало меньшинство земель, в том числе Берлин. Однако предложение может быть рассмотрено повторно в случае, если инициатива наберет достаточно голосов.