У КПП на польской границе скопилось около 3500 беженцев

Резкое обострение на польско-белорусской границе случилось утром 15 ноября, когда около 3500 тысяч мигрантов покинули свои палаточные лагеря и двинулись к КПП. Белорусские пограничники им не препятствовали. Вот такое идео распространяет польское Минобороны:

Польские пограничники с раннего утра через мегафон говорили мигрантам, что их не пустят в Европу и что белорусские власти их обманули. Впрочем, мигранты и сами уже это поняли. Однако многим до сих пор удавалось, хотя и не с первой попытки, прорываться через границу. В последние недели такие попытки не обходятся без многочисленных столкновений. Как минимум девять мигрантов погибли, и эти трагические происшествия не получили независимого расследования. Для прессы доступа на место почти нет: видео, которые снимают непосредственно на переходе — это съёмка либо белорусской, либо польской официальных сторон, а независимую прессу всё ещё не пускают, или они снимают, стоя рядом с операторами от Минобороны — с той или с другой стороны.

На данный момент несколько тысяч человек застряли в наспех разбитых палаточных лагерях при температуре ниже нуля ночью. Тем временем Польша укрепила свои границы с Беларусью, отправив туда 15 000 солдат, в дополнение к пограничникам и полиции. Многие из тех, кто стоит сейчас на границе, хотят, не задерживаясь в Польше, двинуться дальше на запад — в первую очередь в Германию. Журнал Spiegel отмечает, что 3000 человек — это меньше, чем Германия принимает беженцев за год.

Тела двух молодых иракских мигрантов, которые погибли на границе Польши и Беларуси, были доставлены сегодня из Минска в аэропорт Эрбиля — города в Ираке, столице автономной области Курдистан. Курдо Халид умер от инсульта на белорусско-польской границе 31-го октября. Гайлану Делиру было 25 лет, он страдал диабетом и скончался, не получив вовремя инъекции инсулина. В аэропорт забрать его тело приехал отец.

Первый президент Беларуси Александр Лукашенко уверен, что беженцев готов забрать к себе Мюнхен. И даже советует, как именно следует переправить в Мюнхен людей с границы:

Но странно выглядит предложение Мюнхена: что они готовы принять у себя этих беженцев. Ну молодцы, мюнхенцы! Проблема того не стоит: 2000-3000 несчастных беглых людей они не могут принять… Могут конечно! Ну так что за проблема! Если поляки не дают этого гуманитарного коридора, препятствуют этому — ну так мы можем «Белавиа» вывезти их туда, в Мюнхен. Что за проблема?! Что это за предложение?! Вы дайте нам, пожалуйста, гуманитарный коридор через Польшу, мы их заберем. Да мы вывезем их своими самолетами и в Мюнхен направим их, если это нужно.    

На самом деле ни один город Германии не может самостоятельно принимать беженцев. Если такое решение принимает правительство страны, то город, выразив согласие, только в этом случае получит какое-то количество беженцев по распределению от МВД. Если такое решение примет правительство Германии, то часть беженцев, которые смогут оказаться здесь на легальных условиях, действительно поедут в Мюнхен. Аналогичную готовность выразили Берлин и город Роттенбург-ам-Неккар в земле Баден-Вюртемберг. 

А вот как немецкий МИД отреагировал на слухи о готовности доставлять беженцев из приграничных районов в Германию:

Слухи о том, что Германия планирует отправить автобусы для перевозки людей из Беларуси через Польшу в Германию, ложны. Те, кто распространяет эту ложь, подвергает людей большой опасности.

Пока немецкая сторона скорее ожидает активных действий от польских властей. Немецкие политики также говорят о том, чтобы предоставлять доступ в приграничную зону гуманитарным организациям. К этому польские власти призвала, в частности, сопредседатель партии «Зелёные» Анналена Бэрбок:

Над людьми, оказавшимся в приграничной зоне в Беларуси, нависла гуманитарная угроза. Ситуация со снабжением оставляет желать лучшего, они страдают от переохлаждения — особенно невыносимыми условия становятся для детей, семей и больных. Срочная гуманитарная помощь сейчас необходима. Организации, оказывающие помощь, должны быть немедленно допущены в заблокированную приграничную зону. Я обращаюсь к польскому правительству с просьбой сделать это возможным и принять предложения ЕС о поддержке — в том числе, что касается совместной охраны границ.

Помимо требований допустить врачей к мигрантам в приграничной зоне, всё чаще от европейских политиков можно услышать призывы ввести более жесткие санкции против режима Лукашенко. Об этом шла речь и сегодня на встрече министров иностранных дел Евросоюза в Брюсселе. Хайко Маас, министр иностранных дел Германии, прокомментировал на встрече ситуацию с беженцами:

У меня не сложилось впечатление, что поведение Беларуси хоть как-то меняется в сторону конструктивного диалога без санкций. Этого не было и раньше. Отправной точкой для санкций ведь были действия белорусских властей против собственного населения, а в этом смысле с тех пор ничего не поменялось. Поэтому нет причин отказываться от введенных нами санкций — напротив, стоит ждать новых.

Также выступил Габриэлюс Ландсбергис, министр иностранных дел Литвы:

Мы рассматриваем возможность сделать аэропорт Минска бесполетной зоной — по крайней мере, на какое-то время. Мы должны убедиться в том, что в Минске или других белорусских аэропортах не приземляются самолеты, которые доставляют людей с намерением нелегально пересечь границу Евросоюза. Это очень и очень важно сделать.

Возможно, решение сделать Беларусь полностью бесполетной зоной связано с тем, что у мигрантов всё еще есть возможность добираться в Минск по воздуху. Несмотря на то, что теперь вслед за Турцией и Объединенные Арабские Эмираты запретили продавать авиабилеты на рейсы в Беларусь для иракцев, сирийцев и йеменцев, все желающие оказаться в Европе по-прежнему имеют шанс сделать это — но уже через Азербайджан. Об этом агентству Associated Press рассказал директор одного из иракских турагенств в городе Дахук Авраз Бахйат:

У мигрантов не осталось других путей. Им перекрыли все пути в Беларусь. Но кто-то еще пытается проехать через Азербайджан. Там они останавливаются на одну ночь в Баку, а затем летят в Беларусь. Но это очень трудный путь, потому что любому иракцу, получившему белорусскую визу в паспорте, не разрешается выезжать из аэропортов Эрбиля и Сулеймании. Во всё это сейчас вмешалось правительство Ирака и решило предоставить бесплатные билеты для тех, кто хочет вернуться домой. Но я не думаю, что есть много желающих вернуться. Напротив, многие все еще спрашивают нас, как добраться в Беларусь. Нам ежедневно звонят люди, которые говорят: «Ради бога, у нас есть виза, просто купите нам билет», — но мы не можем просто ниоткуда достать им билеты на самолет из любого иракского аэропорта.