«У Берлина нет видения будущего. Раньше оно было» — Вим Вендерс о Берлине в преддверии Берлинале

В преддверии открытия 76-го Берлинале у Tagesspiegel вышло большое интервью с легендарным немецким кинорежиссером Вимом Вендерсом, который в этом году возглавит жюри фестиваля. Значительная часть беседы посвящена образу Берлина, который, по мнению режиссера, утратил четкое видение будущего после падения Стены.

Легендарный немецкий режиссер Вим Вендерс возглавит жюри 76-го Берлинского кинофестиваля. В преддверии открытия Берлинале Вендерс поделился с Tagesspiegel своим мнением о современном Берлине.

Режиссер подчеркивает, что город, который он запечатлел в своем культовом фильме «Небо над Берлином» (1987), больше не существует. В отличие Мюнхена, Вены или Парижа, которые сохранили свою преемственность, Берлин радикально изменился. Вендерс называет его «исчезнувшим миром» и отмечает, что в Берлине «зияют раны, которые не хотят закрываться». Процесс объединения «двух принципиально разных историй, государств, способов мышления и жизни» не привел к созданию чего-то качественно нового, как на то надеялись. Вместо единства возникли два несовместимых исторических образа, перед которыми стоит толпа «растерянных рассказчиков».

«Нехватка будущего»

Вендерс прямо заявляет, что современному Берлину не хватает перспективы и общей идеи развития. По мнению режиссера, «Берлин страдает от вопиющей нехватки будущего». Он считает, что городу нужно дать «передышку», чтобы он мог заглянуть вперед.

Режиссер отмечает, что во времена создания «Неба над Берлином» будущего в городе было гораздо больше. Тогда существовали конкретные идеи. У Западного Берлина была цель — демонстрировать Восточному свой «блестящий образ» и тем самым «вводить его в заблуждение». Существовала мощная общая мечта — падение Стены. Когда Стена исчезла, вместе с ней исчезло и то видение будущего, которое она порождала своей монументальностью и жаждой ее преодоления. Новой убедительной концепции развития на смену так и не пришло.