«Советские немцы были идеальными гражданами СССР». Интервью с историком Александром Моррисоном

Чем путинская Россия отличается от Российской империи и СССР? Долго ли продлится война? Как депортация советских немцев привела к неожиданному результату? И почему «поздние переселенцы» в Германии часто поддерживают Путина? Говорим с оксфордским историком Александром Моррисоном, специалистом по истории колониализма и российским завоеваниям в Средней Азии. Разговор ведет главный редактор OstWest Мария Макеева.

Скажите, как вы ощущаете себя в течение года, когда тема ваших профессиональных интересов, история, вдруг неожиданно стала новостью номер один в мире? По крайней мере, в нашем полушарии. Насколько предмет вашего многолетнего изучения совпадает с тем, что делает сейчас Владимир Путин?

Я недавно опубликовал монографию по истории завоевания Центральной Азии Российской империей и создания там колониального управления. Можно сказать, что эта тема в последний год стала очень актуальна. Я думаю, что мы видим параллели с царским временем и идеей, что у России есть право, так сказать, быть великой державой, и что самостоятельные действия, скажем, небольших государств, которые не признаются как «великие», являются своеобразной дерзостью по отношению к России. Похожий менталитет двигал и завоевание Центральной Азии. Я думаю, что в современной России мы видим его среди путинской элиты.

Многие себе задают вопрос, как долго может продолжаться эта война? Вы как историк и специалист в этой области, как отвечаете на этот вопрос?

Честно говоря, я не знаю. Я специалист по истории XIX века. Я не специалист по таким вопросам в современности. Но, к сожалению, мне кажется, как простому наблюдателю, что эта война стала слишком важной для современной русской элиты, и изменить эту политику сможет только какой-то переворот.  

Вы много жили в Казахстане, там преподавали и хорошо знаете местное общество. Многие наши зрители – выходцы из Казахстана, «русские немцы». Вы периодически упоминаете их в своих работах. При этом многие их них, переехав в Германию, симпатизируют Путину и его идеям, и даже выходят на демонстрации с российским флагом. Теперь в Германии запрещено выносить флаги на демонстрации. но в начале войны это было так. Как вы в целом объясняете привлекательность имперской идеи Путина?

Я жил в Астане, это бывший Целиноград, который в советское время был главным центром для советских немцев. Их депортировали туда из Таллинна, из Саратова, с Юга Украины. Я думаю, что это ностальгия по советскому времени, вызванная немного идеализированными представлениями о нем. Что все мирно жили вместе, была дружба народов и так далее. Советские немцы, были, можно сказать, «идеальными гражданами» СССР. Они, конечно, очень пострадали от политики сталинского времени, их депортировали, многие погибли в это время. Чеченцев, например, тоже депортировали, но они реагировали на это по-другому. Они всегда хотели вернуться на родину и в конце концов сумели это сделать. У советских немцев сложилось иначе. Они устроили себе новую жизнь в Северном Казахстане и сделали это очень успешно.

Путинский режим сейчас говорит, что советское наследие принадлежит ему. Что русский язык тоже принадлежит ему. Только Российской Федерации. В действительности это не так. Советское наследие существует на всей территории бывшего СССР. Оно не эксклюзивно принадлежит современной России.

Всем известно выражение Рейгана об империи зла в отношении Советского Союза. Как специалист по колониальным завоеваниям и всему имперскому, считаете ли вы, что бывает империя добра? То есть империя – это по определению плохо или нет?  

Империя – это просто определенный вид государства. Если мы смотрим на Российскую империю, основа ее была не национальной; именно поэтому мы называем ее российской, а не русской. Поэтому она была династической. И нерусские этносы и национальности играли очень важную роль в ее элите; например, балтийские немцы.

Советский Союз был устроен немного по-другому. Там было то, чего не было в царской России. Там существовало общее советское гражданство для всех. Хотя это гражданство давало не очень много прав, оно все-таки было всеобщим. И сейчас историки много спорят, был ли Советский Союз колониальной державой? Можно сказать, что да – потому что русский язык и русская культура были в нем привилегированными. При этом трудно сказать, что сами русские, как этнос, имели в СССР какие-то привилегии.

Мы можем, может быть, сравнить СССР с модернизировавшимися государствами XX века, как, например, с Турцией в 1920-х годах. Или Ираном в то же время. Это была политика не колонизации, а политика создания национальностей и национальных государств внутри Советского Союза. Путин, кстати, ее сильно критиковал в своей речи незадолго до вторжения в Украину. Именно поэтому он и говорит, что Украина – это искусственное государство, которое не имеет права существовать.

Поэтому то, что мы видим в современной России, по-моему, не совпадает ни с имперской идеологией, ни с советской. Я бы сказал, как утверждает историк Тимоти Снайдер, что это современная версия «русского фашизма», которая отличается от имперского или советского примера.