Военные и посольства стран Запада покинули Афганистан
Начиная с сегодняшнего дня, 31 августа, в Афганистане не осталось ни одного солдата армии США или их союзников. Кабул, включая аэропорт, теперь полностью под контролем талибов.
Однако эвакуация из Кабула всех, кто должен был бы его покинуть (например, обладателей двойного гражданства) до сих пор не закончена. При этом десятки тысяч афганцев бежали со своей родины в соседние страны, пешком или на наземном транспорте. Министры внутренних дел стран ЕС встретились сегодня, чтобы выработать совместное решение этой проблемы ‒ и не допустить кризиса беженцев, аналогичного сирийскому кризису 2015-го года.
Проблема Афганистана поднималась также сегодня на встрече канцлеров Германии и Австрии в Берлине. На пресс-конференции по итогам встречи с Ангелой Меркель австриец Себастьян Курц заявил, что Австрия не станет принимать у себя больше беженцев из Афганистана, чем уже приняла. Это ответ на прозвучавшее ранее требование министра по делам миграции Люксембурга, который заявил, что страны ЕС должны принять у себя от 40 до 50 тысяч афганцев. При этом представитель Люксембурга прямо раскритиковал глав Австрии и Словении.
Себастьян Курц, канцлер Австрии:
Что касается приема беженцев, то моя позиция известна, и она не изменилась. Особенно потому, что Австрия и так уже сделала многое. Мы приняли непропорционально большое количество беженцев, начиная с 2015-го года. В пересчете на душу населения по количеству живущих в стране афганцев в Австрии проживает 4-я в мире по величине диаспора. Так что, я думаю, тут наша позиция ясна.
Ангела Меркель, канцлер Германии:
На данный момент, как мне известно со слов Филиппо Гранди (верховного комиссара ООН по делам беженцев), самая большая проблема ‒ это беженцы внутри самого Афганистана. Им пытается сейчас помочь комиссия ООН по делам беженцев. Для нас же сейчас приоритет ‒ это те афганцы, которые сотрудничали с немецкой армией. И это не 300 человек ‒ это от десяти до сорока тысяч. Нам нужно понять, сколько из них действительно хочет покинуть страну, а сколько ‒ нет. И это, в том числе, будет зависеть от тех условий жизни, которые создадут в стране талибы.
Никто не уезжает из своей страны легко. Мы видели это уже много раз. Именно поэтому все, что мы предпринимаем сейчас в этом регионе ‒ правильно. Наш министр иностранных дел Хайко Маас как раз обсуждает это сейчас в ходе своего визита в Пакистан. Я сама обсуждала это по телефону с премьер-министром Пакистана.
Хайко Маас 31 августа действительно прибыл в Пакистан с рабочим визитом, посвящённым афганскому кризису. Вот что он заявил по итогам поездки:
Для начала, Талибан дал определённые обещания. Я думаю, что должно пройти ещё несколько дней или недель, прежде чем мы поймем, можно ли им доверять. Совсем скоро Талибан собираются представить новое правительство. И тогда мы увидим, выполнено ли наше первое требование ‒ чтобы правительство представляло весь народ Афганистана. Нам важно, чтобы в правительстве были представлены и те граждане, чьи интересы не совпадают с интересами Талибана. Мы посмотрим, учтет ли это Талибан во время формирования своего нового правительства. Потому что такое обещание они дали. Также мы готовимся продолжить вывоз людей, как только аэропорт снова заработает. Мы надеемся, что это случится достаточно скоро, и что аэропорт будет открыт для специальных чартерных рейсов. Сейчас мы наблюдаем, как многие едут в сторону афганской границы по суше, и нам нужен какой-то понятный процесс по вывозу этих людей в Германию ‒ в том случае, если они или их родственники имеют право на въезд в нашу страну. Конечно, тут мы эту тему обсуждали. И сегодня я лечу в Доху ‒ в Катар.
В Дохе до сих пор находится официальное представительство Талибана. Именно там представители западных стран проводят встречи с талибами ‒ и как раз там был подписан договор, по которым войска США и союзников обязались покинуть Афганистан до сегодняшнего дня.
В Кабуле празднования окончания пребывания западных сил в стране начались уже ночью ‒ с пулеметными очередями вместо праздничной музыки. Кстати, музыка в Афганистане теперь запрещена режимом талибов ‒ в стране срочно закрылось единственное училище, где готовили профессиональных музыкантов. Его преподаватели и ученики опасаются за свою жизнь и прячут свои инструменты. Под запретом вообще вся музыка ‒ как иностранная, так и народная афганская.
Тем временем талибы продолжают заявлять, что афганцам бояться нечего, и что скоро в стране наступит порядок и стабильность. Забихулла Муджахид, представитель Талибана, призвал не бояться Исламского эмирата:
Мы обещаем, что никому не нужно бояться. Исламский эмират обеспечит безопасность и достоинство своих граждан, мы круглосуточно работаем над этим. С божьей помощью мы скоро объявим состав нового правительства. Все государственные структуры снова заработают, банки и экономика придут в движение, и страна начнет двигаться по пути процветания, уходя от войны и опасности. Люди вернутся к нормальной жизни.
Мы хотим, чтобы жители нашей страны ни о чем не беспокоились. Афганистан ‒ наш общий дом, и мы тут останемся. Нам не нужно бежать и бояться. И если кто-то хочет уехать в более защищенную жизнь, то мы дадим им такую возможность ‒ но в рамках закона. Им нужно будет получить визу и потом вылететь из аэропорта.
Однако в Кабуле практически не осталось дипломатических представительств стран Запада, куда стремятся уехать многие афганцы. Если европейцам и удастся в ближайшее время наладить вывоз сотрудничавших с ними афганцев из страны, то это будут люди, получившие визы какое-то время назад.
А вывозить людей западным странам явно ещё придётся, так как за две недели всех эвакуировать просто не успели, как заявил Энтони Блинкен, госсекретарь США:
Насколько нам известно, в Афганистане осталось ещё небольшое количество американцев. Это менее двухсот человек, или даже ближе к 100. Они сейчас находятся там и хотят уехать. Сейчас мы пытаемся определить их точное количество, изучая списки пассажиров (прибывших ранее в Афганистан), и прозванивая и рассылая СМС по нашим спискам.(…) Трудность состоит в том, чтобы установить точное число граждан США, которые проживают в Афганистане уже давно, а также в том, чтобы понять, хотят ли они уехать. Многие из них имеют двойное гражданство и глубокую связь с Афганистаном, многочисленных родственников. Они годами живут в этой стране. Для многих это очень болезненный выбор. Но мы имеем обязательства по отношению к американским гражданам, как в Афганистане, так и во всем мире.
Мы делаем все возможное, чтобы помогать гражданам США, других стран и Афганистана выехать из страны, если они хотят. Мы предприняли невероятные усилия для того, чтобы дать американцам все возможности, чтобы покинуть страну. В некоторых случаях мы отвозили их в аэропорт, а в отдельных случаях даже вели пешком. На сегодняшний день нам известно о 6000 человек, которые идентифицируют себя как американцы в Афганистане и которых мы вывезли. Скорее всего, эта цифра станет больше по мере того как мы будем привозить их в нашу страну».