Снижение выбросов CO2: модернизация или отток производств в другие страны?

В Германии зарегистрировано рекордное с 1990-го года снижение выбросов парниковых газов. Министр экономики говорит о достижении климатических целей. Эксперты задаются вопросом, не является ли причиной этого деиндустриализация, то есть отток производств из страны.

Рекордное снижение выбросов парниковых газов

Федеральное агентство по охране окружающей среды отчиталось, что за 2023 год в Германии было выброшено около 673 млн тонн парниковых газов – почти на 10% меньше, чем годом ранее. Документ попал в распоряжение журнала Spiegel.

К 2030 году Германия поставила себе цель сократить выбросы на 65% по сравнению с 1990 годом, а к 2045 году у страны есть план стать климатически нейтральной. «В Германии всё идёт по плану», – говорят в министерстве окружающей среды. «Если мы будем придерживаться этого курса, то достигнем наших климатических целей на 2030 год», — заявил министр экономики и климата Роберт Хабек.

Однако Маттиас Хубер, профессор энергетических систем университета Мюнхена, считает иначе. По его мнению, снижение выбросов в прошлом году было временным явлением. «В ситуации, когда всё больше людей отказываются от автомобилей и систем отопления, работающих на бензине и газе, и переходят на электрические, потребление электроэнергии будет расти. Рост будет несмотря на то, что тепловые насосы и электромобили гораздо более энергоэффективны, чем их аналоги, работающие на ископаемом топливе». 

Стоит ли говорить о деиндустриализации?

Причинно-следственная связь может показаться вполне линейной – меньше электроэнергии вырабатывается просто из-за того, что промышленность сокращается. Однако, как отмечает WirtschaftsWoche, главная причина снижения выбросов – не уход бизнеса из страны, а резкое уменьшение полученной из угля энергии. Сейчас, по данным организации Agora Think Tanks, Германия использует минимальное количество угля с 1960-х годов.

Вторая причина — рост импорта электроэнергии из других стран, из-за чего Германия меньше наращивает собственные мощности. Это тоже не свидетельствует о том, что причина снижения выбросов — уход предприятий. Эксперт по энергетическим рынкам из университета Нюрнберга Кристоф Маурер выступает в целом за более взвешенный подход: «Спад производства, конечно, совсем не повод для радости. Но что из этого промежуточный спад, а что — глубокие, структурные изменения, ещё предстоит проанализировать».

Глава Agora Think Tanks Зимон Мюллер при этом считает, что Германия должна бороться, чтобы сохранить свою энергоёмкую промышленность. «Если производство просто переместится за границу, это не принесёт автоматической пользы климату. Производственные процессы должны быть переведены на электроэнергию, а не просто перенесены в другие страны», — говорит Мюллер.