Саммит НАТО и G7: какими будут отношения Запада и России?

В Брюсселе 14 и 15 июня проходит саммит НАТО, на который  съехались главы 30 государств и правительств. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг открыл саммит речью об отношениях с Россией и Китаем:

Сегодняшний день откроет новую главу в наших трансатлантических отношениях. Лидеры стран НАТО обсудят широкий круг вопросов, включая Россию. Из-за российских агрессивных действий наши отношения с ней находятся на самом низком уровне со времен окончания холодной войны. Я уверен, что главы стран НАТО одобрят нашу двойную стратегию по отношению к России: сильная оборона, с одной стороны, и диалог – с другой. И я уверен, что лидеры стран НАТО рады возможности встретиться с президентом США Джо Байденом перед его встречей с президентом России Владимиром Путиным. Кроме того, на саммите мы обсудим отношения с Китаем…

Мы знаем, что Китай не разделяет наших ценностей, мы видим, как там подавляют демократические протесты в Гонконге, преследуют национальные меньшинства на их собственной земле и используют современные технологии и социальные сети для распознавания лиц, для мониторинга и слежки за собственными гражданами, масштабы которой мы раньше никогда не наблюдали.

Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании также прокомментировали отношения с Россией. 

Ангела Меркель, канцлер Германии:

На повестке дня сегодня стоят важные для нас всех темы и   вызовы, с которыми нам приходиться сталкиваться. Это Россия, но и все больше и больше Китай в Индо-Тихоокеанском регионе. Мы обсудим вывод войск из Афганистана и то, чего нам удалось там достичь. Чему мы научились за это время, на что необходимо обратить внимание при разработке дальнейшей стратегии.  Гибридные вызовы становятся все важнее, кибератаки, особенно исходящие от России — это, конечно же, кампании по дезинформации. Я поддерживаю планы разработать новую стратегическую концепцию, в которой будут четко описаны вызовы и реакции НАТО, после чего в 2022 году ее можно будет принять к действию.

Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании:  

У меня всегда остается надежда на улучшение отношений с Россией, но, с точки зрения Великобритании, пока все выглядит довольно разочаровывающе. Когда я встречался с президентом Путиным, я очень ясно дал ему понять, я сказал ему, послушайте, вы же знаете, что мы готовы поменять наше отношение и попытаться установить с вами более близкие отношения, но для этого вы должны изменить свое поведение. Вы же помните, что произошло в Солсбери, где ни в чем не повинные жители столкнулись с отравлениями Новичком. Одна женщина трагически погибла. Так нельзя себя вести. Союзники по НАТО тогда поддержали Великобританию, и я знаю, что президент США Джо Байден достаточно жестко выскажется во время встречи с президентом Путиным.

Помимо отношений с Россией и Китаем страны-участницы должны будут обсудить подготовку новой стратегии альянса до 2030 года. Кроме того, Столтенберг выступил с инициативой создать “специальный фонд инноваций стран НАТО”, который смог бы помогать оборонным стартапам развиваться, а альянсу сохранить свое технологическое и военное преимущество.

Главное внимание на этом саммите приковано к президенту США Джо Байдену. Помимо того, что Байден участвует в саммите  впервые, на него еще и возлагаются большие надежды. Ожидается, что, в отличие от Дональда Трампа, Байден будет уделять особое внимания своим европейским союзникам. Глава США прилетел в Брюссель вчера вечером из Великобритании, где в Корнуолле в эти выходные проходил другой саммит — встреча руководителей развитых экономических стран большой семерки. Там Байден познакомился с британской королевой и сравнил ее со своей мамой.

Джо Байден, президент США:

Она чрезвычайно любезна, и это совсем неудивительно. Она расспросила меня о предстоящих встречах с двумя главами государств, с которыми я собираюсь встретиться — о Путине и о Си Цзиньпине, мы долго с ней разговаривали, она была очень общительной. Мне не кажется, что я как-то оскорбил бы ее этим, но мне она напомнила мою мать, как она выглядит и общается.      

Однако основными темами саммита большой семерки была все же не мама Байдена и ее схожесть с королевой, а борьба с последствиями пандемии коронавируса в мире и меры, направленные против изменения климата на планете. Если по поводу мер борьбы коронавирусом лидеры семерки смогли договориться и пообещали бесплатно выделить до 1 миллиарда доз вакцин для развивающихся стран, то по поводу новых климатических целей единства достичь пока не удалось.

Канцлер Германии Ангела Меркель все же позитивно оценила встречу в Великобритании и возобновление совместной работы в рамках Парижских соглашений по климату.   

Ангела Меркель, канцлер Германии:

Конечно же, я очень рада, что Соединенные Штаты Америки подтвердили свою приверженность Парижскому соглашению по климату. Это значительно облегчит нашу работу в той области в рамках группы большой семерки. Символическое послание этой встречи здесь в Корнуолле — это  то, что мы хотим действовать сообща — во имя лучшего мира. И мы знаем, что после пандемии это необходимо как никогда.

Кроме того, «семерка» договорилась о создании специальной инвестиционной программы по поддержке строительства объектов инфраструктуры в развивающихся странах. Эта программа должна составить конкуренцию аналогичной китайской.

Ангела Меркель, канцлер Германии:

Определенно мы будем иметь дело с тем фактом, что Китай проводит довольно успешную инфраструктурную политику. И мы не можем просто так стоять в стороне и наблюдать.

Избрание Джо Байдена президентом США Меркель не считает панацеей от всех бед, однако встречей с ним осталась довольна.

Ангела Меркель, канцлер Германии:

Послушайте, избрание Джо Байдена президентом Америки не означает, что у мира больше нет никаких проблем. Но теперь мы можем работать над решением этих проблем с новой энергией. И мне кажется, что это очень хорошо, что во время встречи Большой семерки мы стали более конкретными. 

Завтра американский президент проведет в Брюсселе встречу с руководством Евросоюза, а в среду, 16 июня, он встретится в Женеве с президентом России Владимиром Путиным, который уже прокомментировал предстоящий саммит.

Владимир Путин, президент России:

В преддверии встреч на высшем уровне всегда стараются обе стороны снизить какую-то негативную риторику, для того чтобы создать соответствующую благоприятную обстановку для работы. Здесь нет ничего особенного. Я бы здесь не обольщался ничем. 

14 июня по поводу встречи Байдена и Путина высказался и президент Украины. Он заявил, что хотел бы большей ясности в отношениях между Россией и США.

Владимир Зеленский, президент Украины:

«Северный Поток-2″, саммит Байдена и Путина, саммит НАТО — я думаю, что нам не хватает конкретики по позиции Запада в отношении России, отношениям между Россией и США. Что касается саммита, то мне не кажется, что все наконец хотят уладить все дела.