Почему в Германии такая сложная налоговая система? Интервью с налоговым консультантом

В Германии одна из самых сложных налоговых систем в мире и самая сложная в Европе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что 85% всей налоговой литературы в Евросоюзе написана на немецком языке и посвящена налогам в Германии. И лишь оставшиеся 15% это налоговая литература из всех остальных стран Евросоюза. OstWest поговорил с ведущим налоговым консультантом Берлина Дмитро Сонкиным о налоговой системе Германии. Это первая часть нашего цикла интервью — о том, «справедливая» ли налоговая система в Германии, её масштабах и налогах для юридических лиц.

 

— Почему же в Германии действительно такая сложная налоговая система?

— У этого есть несколько причин. Первая причина заключается в том, что Германия пытается руководствоваться принципом справедливости. В основе налогообложения лежит принцип справедливости и принцип солидарности. Принцип справедливости в немецком понимании означает, что Германия хочет облагать налогами всех одинаково с одной стороны, а с другой, облагать так, что тот, кто зарабатывает больше, платит больше. И это в том числе укладывается в принцип солидарности. Но у людей разный доход, разные затраты, у некоторых есть какие-то ограничения физического характера. Вот все эти вещи Германия учитывает в своем налоговом законодательстве так, чтобы помочь этим людям платить чуть меньше. С этим связана масса нюансов. Поэтому система такая сложная. Чтобы отвечать этому принципу справедливости в понимании немецких налоговых органов.

А вторая причина заключается в том, что в Германии нет прецедентного права. Есть 18 сенатов первой судебной инстанции, 11 сенатов высшей судебной инстанции. И еще есть один большой сенат. Получается, что 29 сенатов, которые каждый день и каждый час выносят решения, и эти решения могут менять уже вынесенные ими в прошлом решения. Нет прецедентного права, как в Америке, когда один суд постановил, что это так, и это так. В Германии суд сегодня постановил, что это так, а завтра другой сенат может сказать, что он считает, что это не так, а по-другому. И получается, поменялась уже правовая основа, которую можно использовать в будущем и применять к прошлому. Вот это огромное количество судебных решений, оно тоже, конечно, делает систему достаточно сложной.

— Ты считаешь в Германии справедливая налоговая система?

— Я считаю, что не очень. Я считаю, что несправедливо штрафовать человека за успех. В Германии прогрессивная налоговая шкала — от 16 до 45 процентов. Получается, что налоговая ставка растет относительно роста доходов человека. Таким образом, людей успешных, условно говоря, штрафуют за успех. Я считаю, что это неправильно. Я думаю, что надо наоборот поощрять за успех. Люди, которые больше зарабатывают, они же и создают больше рабочих мест и так далее. Мне кажется им нужно помогать, их нужно мотивировать. А повышение налоговой ставки, которая ведет к чрезмерному повышению абсолютной налоговой нагрузки, с моей точки зрения не очень справедливо.

— Как правильно выбрать налоговый режим и вид юридического лица для открытия бизнеса в Германии? Есть ли сайты или инструменты, которые помогут с выбором?

— Как налоговое право, так и форма собственности имеют массу нюансов. Первое решение, которое нужно принять, это то, какую форму собственности я выбираю для своего бизнеса. Есть две категории лиц в Германии — физическое лицо и юридическое лицо. Я могу быть физическим лицом, то есть частным предпринимателем, и таким образом вести бизнес. А могу принять решение стать юридическим лицом, то есть открыть GmbH, по-русски это называется ООО — общество с ограниченной ответственностью, или какое-то гибридное товарищество, и вести бизнес. Если я начинаю какой-то мелкий бизнес, открываю компанию и хочу, например, продавать через eBay какие-то товары, которые я покупаю в Китае, и, если у меня небольшие объемы, есть смысл вначале ограничиться частным предприятием, потому что это дешевле и в плане его открытия, и в плане его налогового сопровождения. А в начале ведения любого бизнеса мне нужно смотреть на мои расходы, чтобы их не раздувать искусственно. Если я открываю более объемный, а соответственно, более рискованный бизнес, тогда есть смысл задуматься об открытии юридического лица. То есть общества с ограниченной ответственность, которое поможет мне, с одной стороны, ограничить мою личную ответственность. То есть, если у меня что-то пойдет не так, то я не отвечаю всем своим имуществом, а отвечает мое общество. Но сопровождение этого общества, ведение дел этого общества, нормы и законы, которые применяются к этому обществу, будут значительно жестче. Затраты на сопровождение этого общества консультантами, адвокатами и другими инстанциями будут выше. Задумываться об открытии юридического лица стоит тогда, когда я понимаю, что объем моего бизнеса позволяет мне это сделать, а с другой стороны, я понимаю, что есть ответственность, которую я хотел бы ограничить.

 — Есть ли какие-либо специализированные сайты или инструменты, которые помогут определиться с этим вопросом. Что бы ты мог посоветовать?

 — Есть Google, который ответит на все вопросы. Но открытые источники зачастую не совсем точные. Там очень много предположений и непрофессиональных мнений. Конечно, я всем бы рекомендовал общаться с профессионалами, особенно на этапе открытия компании. Потому что если я на этапе открытия компании принимаю неправильное решение, оно мне может впоследствии стоить очень много денег. Причем не по причине штрафов и пени, а и из-за того, что при продаже бизнеса моя структура, не позволит сэкономить большое количество налогов. То есть лучше всегда обратиться к консультанту, объяснить чем человек хочет заниматься. Обговорить процедуру выхода из бизнеса, поскольку любой бизнес подразумевает вход и выход. Как правило, люди выходят, то есть рано или поздно они продают бизнес и желательно сделать это с прибылью. А для того чтобы консультант понимал диапазон планирования и мог дать совет нужно ему об этом рассказать и он порекомендует, какую форму выбрать.