OpenLux: СМИ рассказали о секретах налоговой политики Люксембурга

В европейских СМИ 8 февраля вышло большое расследование, посвященное структуре экономики и налоговой политике Люксембурга. Авторами его стали журналисты «Центра по исследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP), газеты Le Monde и Sueddeutsche Zeitung. Материал под названием OpenLux раскрывает важную информацию об активах зарубежных предпринимателей в этом карликовом государстве.

Напомним, в стране действуют особые налоговые льготы, из-за которых владельцы компаний могут платить налоги по ставке менее 1%. Поэтому многие предприниматели регистрируют там свои активы. В их числе есть и немцы: более 4600 граждан Германии зарегистрировали свои компании в Люксембурге. В стране с населением менее 650 000 человек числятся более 140 000 компаний. Только половина их собственников является коренными люксембуржцами.

Расследование OCCRP базируется на материале, который был получен журналистами в конце 2020 года. Они смогли получить доступ к документам о реальных собственниках компаний, зарегистрированных в Люксембурге. Оказалось, что, среди прочих, в Люксембурге обнаружены активы немецкого миллиардера Штефана Квандта (владельца акций BMW и сына основателя автогиганта). Там же нашли собственность немецкого миллиардера Людвига Меркле. Выяснилось, что в 2019 году он владел акциями люксембургской компании HeidelbergCement Holding на сумму 22 миллиарда евро. И получил за это дивиденды в размере более 1 миллиарда евро. При этом в холдинге работает всего один сотрудник, причем неполный рабочий день.

Особо популярен Люксембург у французских предпринимателей. Более 14 000 граждан Франции зарегистрировали свои компании в герцогстве. Через Люксембург проходят деньги 37 из 50 самых богатых французских семей. В стране зарегистрированы 55 000 компаний без офисов и сотрудников. При этом общая стоимость активов этих компаний составляет более €6 трлн.

Согласно оценке экспертов, ежегодно из-за налогового режима в этой стране Евросоюз теряет из своих бюджетов более 20 млрд евро. История этого налогового рая насчитывает несколько десятилетий. Первые налоговые сделки с крупными корпорациями и транснациональными компаниями заключались в Люксембурге еще в прошлом веке, при Жан-Клоде Юнкере, который с 1989 по 2009 год был министром финансов Люксембруга, с 1995 по 2013 год — премьер-министром, а с 2014 по 2019 — председателем Еврокомиссии. Реестр этих сделок был закрытым. Однако в 2014 году в результате утечки данных о некоторых сделках стало известно общественности. Специальный комитет парламента ЕС тогда жестко раскритиковал такую практику. В результате число подобных секретных соглашений сильно упало. Кроме того, в Люксембурге появился открытый торговый реестр с данными о предпринимателях и компаниях.

Однако до полной прозрачности, как говорится в опубликованном расследовании, еще очень далеко. В этом торговом реестре страны работают всего 59 сотрудников, которые должны контролировать декларации более 100 тысяч юридических лиц. Комиссия по надзору за финансовым сектором состоит лишь из 900 сотрудников, хотя на финансовый сектор приходится около 25% экономики Люксембурга. Данные об инвестиционных фондах в Люксембурге до сих пор остаются тайной. Между тем, там находится более 15 000 инвестиционных фондов, активы которых превышают 4,5 триллиона евро. По оценкам экспертов, 67% инвестиционных фондов со всего мира зарегистрированы именно в Люксембурге.

Российские олигархи также с удовольствием пользуются финансовыми возможностями герцогства. Так, по данным издания «Важные истории», Сергей Тони (33-летний сын заместителя гендиректора РЖД Олега Тони) через люксембургские компании владеет активами стоимостью больше 50 млн евро. А связанный с Сергеем Тони инвестиционный фонд владеет недвижимостью еще на 40 млн евро. В числе его активов — старинный замок Шато-де-Монтапо во Франции, квартира в центре Парижа неподалеку от Триумфальной арки, две виллы на Лазурном Берегу и другая недвижимость в Великобритании, Чехии, Испании и Германии. Европейские активы у Сергея Тони завелись в 2003–2004 годах — как раз в то время, когда его отец начал работать в РЖД.

Также издание Le Monde утверждает, что в Люксембурге прячут свои активы преступные группировки из России и Италии. В том числе — мафиозная организация Ндрангета, организованная преступная группировка, происходящая из Калабрии — самой бедной провинции Италии. Хотя Ндрангета далеко не так известна, как сицилийская Коза Ностра и неаполитанская Каморра, она является одной из наиболее могущественных преступных организаций в мире. Исследовательский институт Eurispes оценил её доходы за 2007 год в 47 млрд евро.