В Европе заново изучат музейные коллекции летучих мышей

Смертность от COVID-19 в мире накануне, 7 июля, перевалила отметку в четыре миллиона. При этом вопросов о том, откуда вообще этот вирус взялся, не становится ощутимо меньше. Музеи по всей Европе проанализировали свои коллекции летучих мышей в поисках ответов. Никогда ещё летучие мыши не привлекали такого внимания исследователей, хотя коллекций накопилось немало за века. Только главных таких европейских коллекций имеется девять. Теперь они будут каталогизированы, оцифрованы, а полученные сведения объединят в общую базу. Это всеевропейский проект, в котором участвует и лондонский музей естествознания.

«Есть надежда, что вся эта информация поможет каким-то образом выяснить, где может разразиться следующая пандемия», — считает Роберто Портела Мигес, старший куратор по млекопитающим Музея естествознания в Лондоне.

С коронавирусом связывают три семейства летучих мышей:

  • Подковоносые летучие мыши – отличающиеся сложными хрящевыми наростами на мордах. Живут в тропиках Восточного полушария.
  • Их африканские родственники – трезубчато-листоносые мыши
  • Мыши из Старого Света – листоносые летучие мыши.

В лондонском музее первые коллекции летучих мышей появились ещё в середине 18-го века, а отдельные экземпляры и того раньше. Сейчас их, по словам заведующего секцией млекопитающих лондонского музея, порядка 60 000. Изучающие их специалисты исходят из того, что три четверти любых инфекций передаются человеку от животных. Летучие мыши являются переносчиками коронавируса, но у них были обнаружены и другие разновидности коронавируса – на 96% близкие к COVID-19. Очень вероятно, что часть этих вирусов летучие мыши могут передавать другим животным. То есть необязательно есть именно летучую мышь и именно на рынке в Ухане, чтобы началась новая пандемия. Коллекционеры обычно регистрируют, где именно были пойманы летучие мыши — в пещерах или в лесу, близко к человеческому жилью или нет. Это может помочь человечеству понять, где и как начнется следующая пандемия, хотя и вычислить это со стопроцентной вероятностью вряд ли удастся.

Johns Hopkins University посчитал, что число погибших за полтора года от ковида по всему миру примерно равно числу людей, погибших во всех мировых войнах начиная с 1982-го года (то есть за последние 40 лет). Погибло в три раза больше, чем погибает ежегодно в автомобильных авариях. Это примерно население Лос-Анджелеса и больше, чем население всего Берлина. При этом широко распространено мнение, что четыре миллиона погибших – это заниженные сведения. Занижены они частично из-за сложностей в сборе данных, но и из-за преднамеренного их сокрытия тоже.