Более 100 млн евро кредита для Белорусской АЭС отозваны немецким банком

Немецкий банк KfW аннулировал кредит на 101 миллион евро для Беларуси. Деньги планировалось потратить на закупку газотурбинных установок Siemens для БелАЭС. Об этом банк сообщил 2 июня.

Решение стало следствием активности белорусской оппозиции. В марте белорусское Народное Антикризисное Управление (НАУ) обратилось к европейским компаниям, которые связаны с поставками газовых турбин на БелАЭС, с просьбой отозвать финансирование. Это немецкие банки, шведские страховщики и Siemens. Siemens занимается поставками турбин на АЭС в городе Островец – они нужны как источник резервного питания. Немецкие банки KFW, Helaba и Commerzbank выдали кредит на покупку турбин, а шведская страховая компания EKN застраховала займ.

Бизнес, хотя и не сразу, но отреагировал. Первыми отозвались страховщики. Шведское агентство по кредитованию EKN 25 мая сообщило, что отказалось страховать сделки по покупке турбин.

В тексте заявления компании EKN, в частности, сказано:

Предпосылкой для участия EKN в бизнесе является то, что проекты соответствовуют требованиям к правам человека, которые следуют из международных норм… Негативное развитие ситуации в Беларуси и новая информация о нарушениях прав человека привели к возобновлению сбора и анализа информации. Вывод EKN заключается в том, что по этим сделкам нет условий для выдачи экспортных кредитных гарантий. EKN оценивает, что соблюдение прав человека в соответствии с международными правилами не будет реализовано в нынешней ситуации. «EKN имеет многолетний опыт в установлении требований и отслеживании рисков для прав человека при операциях в сложных странах. Но вот мы подошли к концу пути. Для этих транзакций мы оцениваем отсутствие условий для требуемых нами мер. Поэтому правление решило, что EKN не будет выдавать никаких экспортных кредитных гарантий в отношении этих проектов», — заявляет генеральный директор EKN Анна-Карин Ятко.

После этого банк KfW заявил, что отзывает кредит. «25 мая 2021 года EKN отзывает соответствующие гарантийные предложения. Эта гарантия является обязательным контрактным компонентом финансирования, и ее отмена означает, что финансирование больше не действует», — говорится в заявлении банка.

Другие банки, которые тоже участвовали в сделке, ответили на письма НАУ более осторожно. В частности, Helaba заявил, что не может комментировать отдельные кредитные риски.

А Commerzbank высказался так:

Упомянутый энергетический проект призван модернизировать электроснабжение Беларуси и, таким образом, обеспечить безопасность электроснабжения населения. В целом, мы концентрируемся на обеспечении и финансировании немецкого экспорта в Беларуси и не ведем никакой операционной деятельности на местном уровне. Мы также не сопровождаем сделки с прямым или косвенным участием находящихся под санкциями физических и юридических лиц, организаций и учреждений. Конечно, мы внимательно следим за текущей ситуацией в Беларуси.

Руководитель НАУ Павел Латушко считает, что отзыв кредита поставит власти Беларуси в трудное положение:

Взять сейчас новый кредит для нелегитимной власти крайне проблематично. Банки США и Европы на станут сотрудничать с террористическим режимом. Китай и ОАЭ изначально не были заинтересованы в проекте по строительству БелАЭС, а Россия для кредитования Беларуси по проекту привлекала немецкие деньги. Репрессии [из Минскэнерго было уволено 85 сотрудников] не могут остаться без последствий.

Отметим, что 2 июня Еврокомиссия выразила сожаление, что Минск решил начать эксплуатацию АЭС под Островцом, «не выполнив все рекомендации по безопасности, содержащиеся в отчете ЕС о стресс-тестах от 2018 года». Это следует из заявления еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон. В Еврокомиссии подчеркивают, что, хотя выдача коммерческой лицензии на эксплуатацию АЭС — в компетенции национальных властей, под надзором национального регулятора, необходимо обеспечить максимальную безопасность в эксплуатации станции. «Это тем более необходимо, учитывая ее близость к границе ЕС и столице Литвы — Вильнюсу», — считают в Брюсселе. Там подчеркивают, что ситуация «вызывает повышенную озабоченность в ЕС».

10 ноября 2020 года, почти сразу после открытия, БелАЭС временно приостановила производство электроэнергии.

На фото: БелАЭС