Блинкен присоединился к попыткам разрешить украинский кризис, а Байдена в Украине «неправильно поняли»
Американский министр иностранных дел Энтони Блинкен 20 января прибыл в Берлин, чтобы встретиться сразу с тремя своими коллегами: немецким министром иностранных дел Анналеной Бэрбок, главой МИД Франции Жан-Ивом Ле Дрианом, а также Джеймсом Клеверли, британским замминистра иностранных дел. Встреча была посвящена кризису на украинской границе: США и представители европейских стран хотят выработать совместную линию поведения в отношении России и предотвратить вторжение в Украину.
«Мы с самого начала ясно дали понять, что если Россия нарушит границу Украины, или снова прибегнет к агрессии против Украины, то жесткий ответ со стороны США и наших союзников и партнеров последует незамедлительно», — заявил Блинкен сегодня на пресс-конференции по итогам встречи со своими коллегами. Вчера он побывал с официальным визитом в Киеве, а завтра полетит в Женеву, чтобы встретиться с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
Накануне украинский кризис комментировал и президент США Джо Байден. При этом в Киеве, как сообщает американский телеканал CNN со ссылкой на неназванный источник в украинском правительстве, словами Байдена остались недовольны. До такой степени, что президенту пришлось, через своего пресс-секретаря Джен Псаки объяснять свою позицию. Дело в том, что президент Байден заявил, что, если Россия перейдёт к “полномасштабному вторжению”, то последствия для неё будут катастрофические. А вот если речь будет о “небольшом” нарушении границы, то странам Запада придётся спорить о том, что им нужно делать или нет. Вскоре после этих сообщений Джен Псаки заявила, что, конечно же, “жёсткий” ответ от стран Запада последует в случае любых действий России на территории Украины. Сам Байден накануне поздно вечером уточнил, что он всё-таки имел в виду:
Первое, и самое важное: большие страны не могут блефовать. Второе: ошибочно само предположение, что мы можем рискнуть внести раскол в НАТО (что было бы очень на руку Путину). Так что вопрос в том (что будет делать Россия). Будут ли её действия подпадать под определение военного вторжения. Например, один из признаков, которые на это указывают ‒ это кибератаки. Если они их продолжат, мы отплатим той же монетой. Их агенты ФСБ в Украине пытаются подорвать солидарность среди украинских граждан и продвигать российские интересы. Но нам очень важно, чтобы все страны НАТО выступали единым фронтом. И именно этому я посвящаю массу усилий. Между странами НАТО есть разногласия в вопросе о том, что они готовы делать. И я хочу заявить со всей честностью: серьёзные санкции, связанные с банковскими операциями в долларах, будут иметь негативные последствия для экономики США, а также Европы. Для России последствия будут катастрофические. Поэтому прежде чем предпринимать какие-то шаги, мы должны убедиться в том, что между нами нет разногласий.
А сегодня в новом выступлении Джо Байден ещё раз повторил своё заявление: если Россия перейдёт в наступление, то реакция последует незамедлительно. Байден также сказал, что прямое военное вторжение ‒ не единственный сценарий, который ожидает НАТО: к гибридным атакам “маленьких зеленых человечков”, на которых не будет российской военной формы, а также к кибератакам Байден тоже призвал готовиться.
О напряженности в отношениях с Россией говорила сегодня и Урсула фон дер Ляйен ‒ в рамках своего выступления на Всемирном экономическом форуме, который в этом году проходит не в швейцарском Давосе, а онлайн:
Для нас неприемлемы попытки России разделить Европу на сферы влияния. Для нас остаются неизменными принципы безопасности в Европе, которые заложены в Хельсинских съглашениях и Парижской Хартии. Россия пъдписала оба этих документа. Мы полностью на стороне Украины и наших европейских партнёров, которые чувствуют угрозу со стороны России. И, конечно, мы по-прежнему настаиваем на том, что Украина имеет фундаментальные права суверенного государства. Мы хотим вести (с Россией) диалог. Мы хотим, чтобы конфликты разрешались через организации, которые специально для этого созданы. Но если ситуация станет хуже, если (со стороны России) последуют новые покушения на территориальную целостность Украины, мы ответим. Россию и Европу связывает общая география, культура и история. Мы хотим совместного будущего. Наши разногласия ‒ не с Россией и не с её народом. Наш конфликт связан исключительно с опасными политическими шагами со стороны Кремля.
Украинский президент Владимир Зеленский тем временем провел встречу с американскими сенаторами, приехавшими в Киев. Сенаторы, представляющие обе главные американские партии, работают сейчас над пакетом санкций в отношении России. Как рассказали изданию Axios несколько участников переговоров, Зеленский потребовал от американских политиков ввести санкции против России уже сейчас, не дожидаясь, пока она начнёт наступление.
А американская компания Maxar Technologies, которая специализируется на спутниковом наблюдении, опубликовала 20 января фотографии российской военной техники на украинской границе. Утверждается, что конкретно эти фотографии сделаны в районе российских городов Клинцы и Ельня. Также сегодня утром российское министерство обороны объявило о скором начале учений военно-морского флота. Они пройдут в Средиземном и Северном морях и в Атлантическом океане.
В Берлине же, пока ситуация с украинским кризисом и «Северным потоком-2» остается неясной, укрепляют связи с другими поставщиками энергоресурсов. Накануне вечером канцлер Германии Олаф Шольц принимал у себя в ведомстве канцлера своего норвежского партнёра. Речь шла об энергетическом партнерстве: Норвегия является вторым по объему поставщиком газа в Германию после России и занимает 20% от всего объема газовых поставок в страну.
«Наши представления о мире совпадают, наши подходы тоже. Когда речь заходит о международных кризисах, мы стараемся действовать дипломатическими методами там, где это возможно. Мы вкладываем много сил в развитие нашего сотрудничества и укрепление двусторонних структур. Я вижу очень большой потенциал для совместной работы в будущем, и я бы хотел видеть более широкое и глубокое энергетическое партнерство с Норвегией», — заявил журналистам Олаф Шольц.