Как украинские беженцы работают в Германии задаром

C начала российской агрессии более миллиона человек бежало из Украины в Германию, большинство из них – женщины и дети. Расследования немецких СМИ показывают, что многие из них сталкиваются с эксплуатацией со стороны немецких работодателей и агентств по трудоустройству. 

Издание Tagesschau рассказывает историю двух украинок – Галины и Светланы: обе они, будучи официально трудоустроены, так и не получили почти ничего из причитающейся им зарплаты за несколько месяцев.

Светлана

51-летняя Светлана с Востока Украины работала в своем родном городе на металлургическом производстве. Приехав в Германию в октябре, она сразу зарегистрировалась как беженка в Гамбурге. Вскоре Светлана нашла на фейсбуке рекламу на украинском языке: на круизные корабли в Папенбурге требовались уборщики. Вместе с несколькими другими украинками она вышла на работу, но уже на второй месяц им перестали платить. 

Светлана и другие украинки были наняты субподрядчиком, которого, в свою очередь, наняла другая сервисная компания для обслуживания стоящих на причале кораблей. Лишь спустя некоторое время верфь Meyer, на которой стояли круизные лайнеры, «получила анонимное сообщение» о том происходит. Чтобы получить хоть какие-то деньги, Светлана обратилась в консультационный центр для иностранных работников в Гамбурге: лишь после обращения оттуда, ей выплатили часть зарплаты за пять месяцев. При этом работники центра обращают внимание, что ей, скорее всего, причитается гораздо больше, поскольку минимальная зарплата на сходной позиции составляет 2600 евро без учета налогов. 

Подрядчик, нанявший Светлану, сначала согласился на разговор с журналистами NRD, но затем отказался от интервью и в переписке заявил, что все обвинения против него «абсурдны и необоснованны». Также в устном комментарии он назвал беженцев из Украины «сукиными детьми» и пригрозил, что «уничтожит украинский народ».

Галина 

Галина из Западной Украины два месяца проработала в Германии в качестве круглосуточной сиделки для 90-летней женщины и до сих пор ждет зарплату от агенства, которое ее наняло. За первый месяц работы Галина получила от родных пожилой женщины 1000 евро, еще 1600 ей полагалось от агенства, однако она не получила ни цента. 

Собственный просчет Галины состоял в том, что она не зарегистрировалась, как беженка. Что, однако, не помешало работодателю нанять ее и заключить с ней контракт (который он, судя по всему, не собирался выполнять). Как отмечает Татьяна Гончарук из берлинской центра помощи беженцам HellMa, это вполне распространенный случай. Беженцы очень часто не знают своих прав и обязанностей в Германии, что играет на руку недобросовестным работодателям.