Распад коалиции: как теперь изменилось немецкое правительство
Вечером в среду, 6 ноября, на встрече лидеров коалиции «Светофор» министр финансов Кристиан Линднер (СвДП) предложил распустить правительство и назначить выборы на январь 2025 года. Канцлер Шольц (СДПГ) отправил его в отставку. Вместе с Линднером уходят из правительства министр юстиции и министр образования. Министр транспорта покидает СвДП и остается на своем посту.
Помимо уволенного Линднера (о котором теперь шутят, что он самый богатый в Германии безработный), из состава правительства Германии вышли министр юстиции Марко Бушман и министр образования Беттина Штарк-Ватцингер. Оба политика от партии Линднера «Свободные демократы», оба в своих прощальных заявлениях критикуют Шольца за его нежелание прислушиваться к мнению Линднера.
Кроме Линднера, Бушмана и Штарк-Ватцингер, в немецком правительстве есть еще один министр от СвДП – министр транспорта Фолькер Виссинг. И он-то как раз единственный среди своих коллег, кто не только останется на своем посту, но и возглавит министерство юстиции вместо Бушмана. Как пишет Tagesschau, об этом Виссинг сказал лично и Шольцу, и Линднеру. В ближайшее время Виссинг выйдет из партии СвДП, чтобы в будущем участвовать в работе правительства в качестве беспартийного политика. «Я не хочу быть обузой для своей партии. Но я не отхожу от основных ценностей моей партии и не хочу вступать в другую», – заявил министр транспорта.
Уже известно, кто займет место Линднера – новым министром финансов временно станет статс-секретарь ведомства канцлера Йорг Кукис. Он из партии Шольца и один из важнейших его советников. У него за плечами большой опыт – он учился в Чикаго, работал в одном из крупнейших мировых банков Goldman Sachs, а с 2018-го по 2021 год занимал пост статс-секретаря в Минфине.
Министр сельского хозяйства Джем Оздемир («Зеленые») – пост министра образования.
Штайнмайер: «Распад коалиции – это не конец света»
Утром в четверг, 7 ноября, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выступил с речью по случаю 35-летней годовщины воссоединения страны. Но все понимали, что это по сути программное заявление о том, что ждет немецкое руководство в ближайшем будущем. Вот фрагмент его речи:
«Дамы и господа, позвольте мне сказать несколько слов о текущей политической ситуации в Германии. За 75-летнюю историю ФРГ редко случалось, чтобы правящая коалиция не имела большинства в немецком Бундестаге до конца законодательного периода. Но наша конституция предусмотрела возможность такого развития событий, которое произошло сейчас. Распад коалиции — это не конец света. Это политический кризис, который мы должны и будем преодолевать. Основной закон содержит четкие указания по дальнейшей процедуре. Наша демократия сильна».