Как преподают школьникам историю в Германии? Два главных принципа

В России на этой неделе представили новый учебник истории. В нем одобряется нападение России на Украину и подробно объясняют в школьном учебнике, почему это было совершенно необходимо сделать. Так, по информации OstWest, в учебнике есть фотографии немецких митингов против расширения НАТО, биографии российский военных, которые воюют в Украине, и отдельно указывается жирным шрифтом, что «Джо Байден имеет коммерческие интересы в Украине».

А как создаются учебники в Германии? И как вообще преподают историю в немецких школах — и какие два главных принципа существуют? Об этом мы поговорили с немецкими историками, авторами учебниками для школьников — Фолькером Хабермайкером, директором Гимназии имени Георга Бюхнера (Баден-Вюртемберг), и Франком Гольчевски, профессором истории Восточной Европы в университете Гамбурга.

Как преподается «немецкий патриотизм» на уроках истории

Фолькер Хабермайер: Конечно, у нас есть естественная гордость за то, что мы имеем и кто мы есть. И это прекрасно! Проблемы возникают тогда, когда эта гордость служит для разграничения “свой-чужой”. “Мое — это лучшее, а твое — ничего не стоит”.

Я, например, сейчас изучаю Мозеса Мендельсона и Лессинга, оба европейского происхождения, оба жили в Берлине в XVIII веке. Конечно, я горжусь тем, что они жили в моей стране. Но когда я узнаю о том, что были и другие мыслители, в других странах (например, в Восточной Европе), то я не имею права думать, что мыслители из моей страны были более великими, чем из других.

Но, конечно, как немец я обязан исследовать и другие стороны немецкой истории. Точно так же, как если в семейных отношениях кто-то видит только одну сторону медали и совершенно умалчивает о другой. Обычно это приводит к разводу или занятием с психологом. То же самое и в случае с нациями.

Франк Гольчевски: Большая разница в том, что у нас на Западе, несмотря на разные партии, существует общий консенсус по отношению к историческим событиям, к демократическому развитию. В некоторых странах Европы, и я имею в виду не только Россию, но и не в последнюю очередь Украину, и Польшу, дело обстоит несколько иначе — там роль играет не только демократическая составляющая, а и имперское мышление, как в России, в Украине тоже относительно сильное национальное мышление 

Прошлое используется для интерпретации будущего, и то, что сейчас происходит в России, — это очередное новое изложение прошлого. Очень избирательное изложение. В попытке навязать то, что Путин называет патриотизмом, чтобы мотивировать людей воевать против Украины 

Два главных принципа немецких школ

Фолькер Хабермайер: В Германии нас, учителей истории, воспитывали на так называемом “консенсусе Бойтельсбаха”, который был сформулирован в 1970-е годы, в очень неспокойное время. Там прописаны два принципа, которые и сейчас должны соблюдаться на каждом уроке истории. Во-первых, это запрет на подавление учеников.

Это значит, что если я действительно серьезно отношусь к ученикам, то я не должен навязывать им определённый образ истории. Во-вторых, это отношение к спорным темам, как к спорным. Конечно, в истории есть много моментов, которые можно рассматривать с разных точек зрения. И здесь важно не навязывать ученикам одну позицию — будь то нашу собственную или государственную. Важно научить их обсуждать спорные мнения, дискутировать, а потом самим приходить к обоснованному выводу. Я, как автор учебников с 25-ти летним опытом, придерживаюсь этих заповедей. Я придерживаюсь их и как автор учебников, и как учитель и как директор школы.

Любовь к Горбачеву у немецких историков

Фолькер Хабермайер: Мы, немцы, нередко впадаем в так называемую “Горбиманию”, то есть особенно позитивно оцениваем личность Горбачева. В нашем представлении это он подарил нам объединение. И, конечно, после Горбачева в бывшем Советском Союзе расцвели националистические идеи. Они стали так заметны потому, что появилась свобода слова, которой до этого не было. О них стали говорить открыто, но существовали они и раньше. Каждый, кто внимательно посмотрит на Чечню, Украину, или другую советскую республику, поймет, что националистические тенденции существовали и раньше.

Образование в немецких школах не зависит от центральной власти

Фолькер Хабермайер: Образование в Германии – прерогатива земель. Поэтому здесь до сих пор нет министерства образования, которое занималось бы школами на федеральном уровне. И для каждой земли, под каждый образовательный план надо выпускать свои учебники. В этом, конечно, минусы федерализма.

Какие плюсы? – очень просто, это видно и на примере с новым российским учебником. Или вот, например, я работаю сейчас в немецко-польской образовательной комиссии, там мы выпустили европейский учебник. В государствах, где система образования сильно централизована, есть опасность, что если сверху что-то резко поменяется, это затронет сразу всех. В Германии всё обстоит иначе, здесь мы во многом можем в своем преподавании опираться на историю конкретных регионов. Ну например, когда наши школьники проходят сопротивление национал-социализму, мы берем людей, кто боролся с нацизмом именно в нашей регионе, на юго-западе Германии. И это важно, потому что это дает ученикам возможность идентифицировать себя с историей. История становится для них осязаемой. И уже поэтому возникает ситуация, при которой не может быть единого нарратива, спущенного сверху. 

Может ли быть «универсальная история» для всех стран

Фолькер Хабермайер: Единой и универсальной истории не существует. Я думаю, это то, к чему историки пришли в течение последних 50-60 лет. Есть образы истории, есть историческое сознание.

Для меня Россия по-прежнему считается частью Европы. И коли уж нам важна европейская история, то важно уметь увидеть, что: «да, у других наций свой опыт восприятия истории, и поэтому у них иная картина, нежели у меня». Но давайте найдем общий язык. Давайте посмотрим, в чем мы сходимся. Что же нас всех объединяет? С 1945 года в Европе этим объединяющим стало верховенство закона и прав человека. И если увидеть, что мы все в одной лодке, то, по моему опыту, если действительно захотеть, то всегда можно услышать и понять историческое сознание друг друга. И это должно находить отражение и в школьных уроках.