Как нацист стал героем для Бундесвера

Немецкие солдаты принимают присягу в годовщину покушения на Гитлера. В чем смысл такой военной традиции? Об этом мы поговорили с немецкими военными историками Ральфом Тиле и Клаусом Виттманном.

Покушение на фюрера произошло 20 июля 1944 года в военной ставке «Вольфшанц». Бомба, которую на заседание с участием Гитлера пронес нацистский военный Клаус фон Штауффенберг, взорвалась, однако не убила диктатора. Портфель со взрывчаткой передвинули, и в результате Гитлер был только ранен. Тысячи предполагаемых и действительных участников этого заговора были подвергнуты пыткам или казнены. Это событие в историю вошло как «заговор 20 июля», или «операция Валькирия».

Сознательный исторический выбор

Историк Ральф Тиле говорит, что выбор годовщины покушения для принятия присяги в Бундесвер – сознательный исторический выбор. «Военная история и традиции Бундесвера – более сложная тема, чем в других странах, где не переживали катастрофы тотального военного и морального краха, как это случилось с Третьим рейхом». По его словам, в других странах можно более свободно выстраивать историческую память о битвах и военных успехах.

Когда через десять лет после Второй мировой был основан Бундесвер, присягу решено было привязать к двум вещам. Во-первых, к реформе прусской армии и именам знаменитых военных теоретиков Шарнхорста, Мольтке и Клаузевица. «Речь шла о мужестве, которое прусская армия смогла вернуть себе после поражений от Наполеона. Это мужество и эта интеллектуальная сила, современный подход к армии были частью задумки при создании Бундесвера», – говорит Тиле.

Второй отсылкой стало вооруженное сопротивление Гитлеру и его кульминация – покушение 20 июля 1944 года. Публичная присяга – всегда символ, и такая присяга подчеркивает, что солдаты связаны с обществом, а потому обязаны следовать своей совести, когда дело доходит до исполнения приказов. «Идея проста – в преступном режиме, подобно гитлеровскому, вы должны оказывать сопротивление. Каждый человек, и особенно те, у кого есть соответствующие обязанности, несет свою ответственность», – подчеркивает Тиле. 

Историк Клаус Виттманн отмечает, что это, фактически, прописано в немецком Законе о военных, в котором есть два важных пункта относительно приказов и подчинения. Во-первых, приказ, оскорбляющий человеческое достоинство, необязательно должен выполняться. Во-вторых, приказ, связанный с уголовным преступлением или проступком, выполняться не должен. Таким образом, свою ответственность несет любой солдат, вплоть до рядового и артиллериста. Закон устроен так, что вопрос совести играет в нем первостепенную роль, тогда как в прошлом даже высшее командование не оказывало сопротивления Гитлеру, поскольку, в том числе, было «связано» присягой, которую оно дало фюреру.

Реакция современников на покушение

Стоит отметить при этом, что немецкое общество даже в конце войны, когда было совершено покушение, восприняло его, как минимум, неоднозначно. С одной стороны, говорит Виттманн, это было общество, все еще охваченное национал-социализмом. С другой стороны, для немцев той эпохи Штауффенберг был военным, нарушившим присягу. Этому не было широкого одобрения – ни в армии, ни в обществе.

К тому времени офицерский корпус в целом несколько отстранился от Гитлера. Это был дворянский по своей сути военный контингент, который так и не смог до конца поладить с Гитлером и его окружением. При этом фюрер не привел вермахт и к военным победам, как надеялись в начале. В армии назревали проблемы, но ее руководство видело их решение не в устранении диктатора, а в разговорах и советах. Поэтому покушение задумывалось меньшинством.

С точки зрения современной этики, фигура главного героя заговора, Клауса фон Штауффенберга, также не выглядит идеальной. Так, в 1933 году он приветствовал приход Гитлера к власти, а в начале войны, во время оккупации Польши, писал жене о жителях страны, как о «невероятном сброде», которому хорошо, когда им «управляют кнутом». Однако смелая попытка покушения на фюрера и мужественная смерть доставили ему место в истории страны и уважение следующих поколений немцев.


Также смотрите интервью с Ральфом Тиле и Клаусом Виттманном у нас на YouTube-канале: