Юрген Хабермас: «Мольба о переговорах». Новое эссе немецкого философа

Немецкий философ Юрген Хабермас опубликовал новое эссе в газете Süeddeutsche Zeitung. В нем он высказывает опасения, что мир идет к Третьей мировой войне, предлагает начать переговоры и дает один из вариантов заключения мира с Россией. Каждая подобная публикация Юргена Хабермаса — это приглашение к серьёзной дискуссии, участники которой — представители высших кругов Германии в том числе. Мы приводим некоторые тезисы немецкого философа: 

▪️Сторонники поставок оружия требуют преодолеть свой страх, чтобы победить Россию. Если я и согласен с призывами вооружать Украину, то именно потому, что верна фраза: «Украина не должна проиграть войну!» … С точки зрения победы любой ценой, увеличение наших поставок вооружений само по себе развило импульс, который может незаметно привести нас на порог Третьей мировой войны. Колебаниям и размышлениям половины населения Германии не дано голоса.

▪️Только Украина может определиться с возможностями переговоров? Это непоследовательно и безответственно. У Запада есть свои законные интересы и свои обязательства. У западных лидеров есть обязательства перед безопасностью собственных граждан и, независимо от мнения населения Украины, они также несут моральную ответственность за жертвы и разрушения, которые причиняет западное оружие.

▪️Фатальным является то, что разница между «не проиграть» и «выиграть» концептуально не проговорена. Меня интересуют эти перспективы в связи с постепенно начинающейся в Германии дискуссией о смысле и возможности мирных переговоров. Две точки зрения, с которых мы воспринимаем и оцениваем войны, нашли свое выражение в начале войны в Украине в споре о двух расплывчатых, но конкурирующих лингвистических формулировках о целях войны: являются ли целью наших поставок оружия, чтобы Украина «не проиграла», или они нацелены на «победу» над Россией?

▪️Страшный репортаж Сони Зекри из Бахмута, не скрывающей своих симпатий, но и ничего не приукрашивающей, на самом деле напоминает картины ужасов западного фронта 1916 года. Солдаты «вцепились друг другу в глотки», горы убитых и раненых, завалы жилых домов, поликлиник и школ, иными словами, уничтожение цивилизованной жизни — это отражает разрушительную суть войны, которая выставляет в ином свете заявление нашего министра иностранных дел о том, что мы «спасаем жизни своим оружием».

▪️Статья 2 Устава ООН обязывает все государства разрешать свои международные споры мирными средствами … Внимание к жертвам войны объясняет отмену принципа jus ad bellum, то есть зловещего права суверенного государства вести войну по своему желанию. Ключевым предложением является призыв «объединить наши силы, чтобы… ввести процедуры, гарантирующие, что вооруженная сила используется только в общих интересах», то есть в интересах граждан всех государств и всех обществ в мире, как указано по международному праву. Исходя из этого, я понимаю формулу как «Украина не должна проиграть войну». Даже Запад, который дает возможность Украине продолжать борьбу с преступным агрессором, не знает ни количество жертв, ни риски, которым подвергаются жертвы, ни масштабы фактического и потенциального уничтожения. 

▪️Нерешительная формулировка «нельзя проиграть» ставит под вопрос точку зрения «есть наши — есть враги», которая даже в 21 веке остается безальтернативным способом решать военные конфликты. Война, и тем более война, развязанная Путиным, является рецидивом исторических отношений между сторонами — между теми силами, которые смогли извлечь свои уроки из двух мировых войн. Если возникновение вооруженных конфликтов нельзя предотвратить болезненными санкциями, болезненными и для защитников нарушенного международного права, предлагаемая альтернатива — поиск компромиссов. 

▪️Пока нет никаких признаков того, что Путин будет ввязываться в переговоры. Разве не следует военным путем заставить его сдаться только по этой причине? Кроме того, он принимал решения, делающие практически невозможным начало многообещающих переговоров. Потому что с аннексией восточных областей Украины он создал прецеденты и закрепил неприемлемые для Украины территориальные претензии.

Кроме человеческих жизней, война забирает и материальные ресурсы. У администрации Джо Байдена тикают часы. Это дает нам понять, что мы должны начать активные попытки провести переговоры с Россией и должны начать искать компромиссное решение, которое не даст российской стороне каких-либо территориальных приобретений с начала войны, и все же позволит российской власти сохранить лицо.

▪️ Устойчивые результаты переговоров с далеко идущими договоренностями не могут быть достигнут без участия США. В этом заинтересованы обе противоборствующие стороны конфликта. Это касается и гарантий безопасности, которые Запад должен предоставить Украине. Это касается и принципа, что свержение авторитарного режима (в России) достоверно и стабильно только в том случае, когда свержение исходит от самого населения (России), то есть поддерживается изнутри.

Эксперт по Восточной Европе и бывший директор Немецкого института международных отношений и безопасности в Берлине Ханс-Хеннинг Шредер ссылается ( в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung от 24 января 2023) на соглашения о разоружении и экономические рамочные условия, без которых не может быть стабильным соглашение между непосредственными сторонами конфликта. Путин мог бы поставить себе в заслугу саму готовность Соединенных Штатов участвовать в таких переговорах геополитического масштаба.

Именно потому, что конфликт затрагивает более широкую сферу интересов, нельзя с самого начала исключать, что компромисс, сохраняющий лицо обеих сторон, может быть найден и для нынешних диаметрально противоположных требований сторон.