Ветераны Бундесвера раскритиковали действия Германии по эвакуации из Афганистана

Ветераны Бундесвера критикуют действия немецкого правительства в Афганистане ‒ и не только его. В интервью каналу ARD они заявили, что сейчас те, кто 20 лет воевал в Афганистане, с яростью смотрят на то, что страна вернулась под власть талибов. Что касается эвакуации афганских сотрудников, то соответствующее решение, по мнению военных, должно было быть принято раньше ‒ и принять его должны были политики, так как армия была готова эвакуировать людей с самого начала.

Тем временем немецкий МИД отчитывается об эвакуации из Кабула в своей официальном твиттере. Утром 19 августа из Кабула в Ташкент было вывезено более 220 человек, по большей части граждан Афганистана. Среди них более 80 ‒ женщины.  Ещё 69 граждан Германии покинули Кабул на транспортном самолёте из Нидерландов. Сегодня же в течение дня ещё четыре транспортных самолёта Бундесвера будут эвакуировать людей из Кабула в Ташкент. Оттуда они уже более привычными (и комфортными) пассажирскими самолетами летят дальше в Германию. Всего на сегодняшний день силами Бундесвера эвакуировано уже более 900 человек. 100 семей утром 19 августа прибыли в Бранденбург.

Ангела Меркель, канцлер Германии, прокомментировала ход эвакуации:

Я бы также хотела поблагодарить Узбекистан, который тесно с нам сотрудничает, т.к. сначала наши самолёты совершают короткие перелеты из Кабула в Ташкент, и оттуда у людей уже есть возможность улететь в Германию ‒ благодаря компании Lufthansa. И я надеюсь, что нам удастся вернуть как можно больше людей домой или в безопасное место.

Агентство AP поговорило с гражданкой Германии Клаудией Пепмюллер, которая до недавнего времени работала в Кабуле в гуманитарной организации НКО Friedensdorf International, помогавшей афганским детям получать медицинскую помощь. Она добралась до Германии в среду утром ‒ а из Кабула вылетала в выходные. Вот как она описала обстановку в Кабуле в интервью:

Мы не были напуганы до смерти, но оценили опасность ситуации, и в принципе уже были готовы к тому, что талибы постучат к нам в дверь с проверкой. Особенно после того, как наши партнёры сообщили  им о нашем местонахождении. Мы были готовы открыто обсуждать с новыми правительством условия, при которых можно было бы продолжать работу.

Кабул опустел за один день. Люди были напуганы, и я могу только сказать, что помощь нужна многим ‒ и возможно, там скоро случится гуманитарная катастрофа.

Когда мы приехали в аэропорт Кабула, то всё было точно так, как показывали по телевизору. Отчаявшиеся люди, матери и отцы, размахивали своими документами. Другие говорили, что у них нет никаких документов, но что нам нужно их вывезти, потому что они работали с нами, но получить документов сейчас не могут. Дети хватались за ноги родителей, в полном ужасе от ситуации. И такая давка, что американцы в итоге стали стрелять в воздух из оружия, просто для того, чтобы люди не напирали. Было тяжело.

Мне немного совестно, что я уехала, потому что я видела, как люди ждали помощи, как они боялись за свою жизнь, потому что они делали то, что в глазах талибов считается преступлением, то есть работали с иностранцами. И это очень горько, т.к. мы знаем, что афганцам нужны деньги, чтобы прокормить свои семьи. В Афганистане нет работы. И я думаю, что для них эта работа имела огромное значение, т.к. помогала им прокормить свои семьи, а сейчас их за это, возможно, накажут.

Также из Кабула сейчас вывозят тех, кто сотрудничал с представительствами Евросоюза. 106 таких сотрудников-афганцев с их семьями вывезли в Мадрид на самолете испанских ВВС. Теперь им предстоит распределение между странами ЕС. Жозеп Боррель, комиссар ЕС по иностранным делам, рассказал, что в Кабуле есть еще 300 сотрудников европейских представительств:

Все они пытаются попасть на один из самолётов стран ЕС, которые вылетают из Кабула. Эти люди преданно и на протяжении многих лет защищали интересы и ценности Европейского Союза в Афганистане. И сейчас наш долг ‒ защитить их и помочь спасти как можно больше людей. (…) И я хотел бы поблагодарить главу нашей миссии в Кабуле, который до сих пор остается там — в одиночку.

Движение “Талибан” продолжает заявлять, что не станет преследовать тех, кто сотрудничал с иностранцами. Однако, как сообщил 19 августа телеканал BBC, на самом деле талибы очень активно ищут тех, кто сотрудничал с силами НАТО. Эта информация поступила к британским журналистам из секретного отчета организации, которая собирает разведывательную информацию для ООН. Как говорится в этом документе, талибы арестовывают таких людей и угрожают убийством и арестом их родственникам, если те отказываются сдаться. Особенно активно талибы ищут тех, кто служил в армии, полиции или силовых ведомствах. При этом информацию боевики собирали ещё до того, как начали своё продвижение по Афганистану. Параллельно с этой “охотой” на тех, кто сотрудничал с западными силами, талибы позволяют иностранцам продолжать эвакуацию из Кабула.

Днём 19 августа из Афганистана пришли новые кадры: девочки в провинции Герат вернулись в школу на занятия. Правда, теперь они все обязаны носить закрытые платья-абаи и платки, полностью покрывающие голову. В конце 90-х, в годы правления Талибана, девочкам и женщинами было запрещено получать образование. Теперь же талибы, захватившие власть в стране, уверяют, что не станут так же сильно ограничивать права женщин и даже позволят им вернуться в правительство “в соответствии с законами шариата” (что именно это значит, до сих пор непонятно). Также они заявили, что не станут заставлять женщин носить паранджу ‒ только хиджаб. При этом ранее из захваченных талибами районов приходили сообщения о том, что девочек-подростков насильно отдают “замуж” за боевиков Талибана, а как минимум одну женщину, осмелившуюся выйти на улицу без паранджи, застрелили на месте.

Да и многие афганцы, похоже, не очень-то верят новой власти и пытаются бежать из страны не только через аэропорт Кабула, но и через сухопутную границу с  Пакистаном. Точно неизвестно, сколько именно людей пересекло границу, но счёт явно идёт на тысячи.

Как пишет Washington Post, Талибан профессионально ведет телеграм-каналы, и похоже, что им помогает какое-то большое пиар-агентство. На сайте движения информация переведена сразу на пять языков ‒ дари и пушту, на которых говорят в Афганистане, а также урду (это официальный язык Пакистана), арабский и английский. Пока что ни одна соцсеть не начала массово удалять аккаунты талибов. Лишь Whatsapp заблокировал один из каналов Талибана. Whatsapp ‒ самый популярный мессенджер в Афганистане,  и за последние годы талибы успели завести там множество аккаунтов.