«Газ не был оружием». Ангела Меркель объяснила, почему продвигала строительство «Северного потока — 2»
Ангела Меркель накануне дала интервью Redaktionsnetzwerk Deutschland, в котором объяснила своё решение продвигать строительство «Северного потока — 2», несмотря на аннексию Крыма Россией.
О «Северном потоке — 2»
Меркель сказала, что в тот момент думала об экономике Германии: «Я верила не в изменение через торговлю, а в объединение через торговлю, и это со второй по величине ядерной державой в мире». На этом фоне она сочла оправданным строительство газопровода после заключения Минского мирного соглашения.
Однако, по словам Меркель, решение было непростым: «Тезис в то время был такой: если «Северный поток — 2″ начнёт работать, Путин прекратит поставки газа через Украину или даже нападет на неё». Запад заботился о том, чтобы газ всё же поставлялся через Украину и чтобы она, таким образом, продолжала получать плату за транзит. Затем 24 февраля Путин напал на Украину, несмотря на то, что через «Северный поток-2» не прошло ни одного кубометра газа. «В этом смысле газ не был оружием», — заявила Меркель.
«Тогда немецкая экономика сделала выбор в пользу трубопроводного транспорта газа из России, поскольку он был экономически дешевле, чем сжиженный газ из Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов, а позднее также из США», — отметила Меркель. Политически вопрос заключался в том, покупать ли значительно более дорогой и «экологически противоречивый» сжиженный природный газ (СПГ) вместо российского газа «вопреки желанию экономики, вопреки промышленной мощи Германии».
Также Ангела Меркель добавила: «Мы были готовы поддержать строительство двух терминалов СПГ в Германии на деньги налогоплательщиков. Но до последнего дня моего срока ни одна компания не построила терминал СПГ в Германии, потому что из-за высокой цены не удалось найти импортера, который бы заранее забронировал долгосрочные мощности».
О Путине
Меркель признала, что её влияние на Путина ослабло незадолго до того, как она покинула пост канцлера Германии: «Было ясно, что я долго не задержусь на своём посту, и поэтому я вынуждена констатировать, что различные попытки в прошлом году уже ничего не дали».
Путин больше не желает проводить встречи на высшем уровне в так называемом Нормандском формате с представителями России, Украины, Германии и Франции, сказал бывшая канцлер. «С другой стороны, мне также не удалось создать дополнительный формат европейско-российских переговоров по европейским нормам безопасности в дополнение к Нормандскому формату».
На вопрос журналистов о том, готова ли она стать посредником в урегулировании военного конфликта между Россией и Украиной, Меркель ответила: «Сейчас этот вопрос не стоит».
В интервью она не исключила, что Путин мог дождаться её ухода из политики, чтобы начать свою агрессивную войну. «Мой уход, возможно, внёс свой вклад, как, например, и выборы во Франции, вывод войск из Афганистана и задержка выполнения Минского соглашения», — сказала Ангела Меркель.