Что происходит на газовом рынке в Европе? Отвечает Михаил Крутихин

Президент России Владимир Путин считает, что новый рост цен на газ не имеет отношения к российской политике, и за него полностью ответственны страны Европы:

Рост цен на газ в Европе стал следствием дефицита электроэнергии, а не наоборот. И не нужно, что называется, перекладывать с больной головы на здоровую, как у нас говорят, как пытаются делать некоторые наши партнёры. Иногда слушаешь, что на этот счёт говорится, – удивляешься, просто удивительно, как будто не видят цифр – я ещё об этом скажу, – не видят реалий, просто прикрывают свои собственные ошибки. Всё последнее десятилетие шаг за шагом в европейскую энергетику закладывались системные изъяны. Именно они и привели к масштабному кризису рынка в Европе.

В связи с последними событиями и ростом цен на газ мы попросили экономического аналитика и специалиста по нефтегазовому рынку Михаила Крутихина прокомментировать ситуацию на газовом рынке. Он считает, что последнее заявление Путина обозначает четко позицию российских властей по отношению к Европе:

Дело в том, что выступления Путина, и последнее, и предпоследнее, можно расценивать (давайте уж отбросим всякие бантики) как объявление войны. Это война между поставщиками ископаемых видов топлива, грязных, и теми силами во всем мире, в основном это передовые технологические страны, которые стремятся перейти к чистой энергии. Позиции заявлены. Россия говорит, что может использовать свои конкурентные преимущества и продолжать снабжать мир грязной энергией, а ваша чистая энергия может подождать. А то, что происходит сейчас, это какая-то часть шантажа. Давайте мы вас заморозим зимой, чтобы вы поскорее соглашались на то, чтобы отказаться ото всяких третьих энергетических пакетов, от решений по переходу к зеленой энергетике».

Михаил Крутихин считает, что критического положения на газовом рынке сейчас нет:

Вы посмотрите, подземные хранилища газа в Европе заполнены примерно так же, как в предыдущие годы.  Разница минимальная. А если смотреть на некоторые годы, так даже и больше, в 2011-м, 12-м, 13-м годах они ещё меньше были заполнены. И ничего страшного не случалось. То есть кризиса нет.

При этом российская компания «Газпром», учитывая высокие цены, по мнению Крутихина, лишается большой прибыли — так как ограничивает поставки газа:

Газпром ведет себя не как коммерческая компания, а как политический инструмент. Давайте прямо говорить: политический инструмент Кремля. Вот он наносит ущерб себе, коммерческий, очень большой. Там о миллиардах дело идет. Мы посчитали, до 20% продаж газа Газпром мог бы сделать на спотовом рынке в придачу к своим долгосрочным контрактамЯ слушаю газпромовцев, и некоторые говорят: да, мы вам дадим новый газ, только если вы откажетесь от ваших антимонопольных законов европейских, и разрешите нам действовать как монополия на этом маршруте.

При этом, как утверждает Михаил Крутихин, у «Северного потока-2» существуют серьезные сложности с сертификацией:

Мне страшно интересны два момента. Момент номер один ‒ это кто же все-таки будет сертифицировать его техническую безопасность и безопасность экологическую. Там должна быть сертификация какой-то солидной международной организации. А солидная организация, норвежская DNV, ушла из этого проекта после американских санкций, то есть в конце 2019-го года. И кто там будет подтверждать его безопасность, совсем неясно. И второе ‒ сертификация, которую должен выдать немецкий регулятор сетей. До 8 января они должны подтвердить. Знаете, что швейцарская компания Nord Stream 2 AG ‒ независимый оператор и владелец «Северного Потока-2»? А как она может быть независимой, если она на 100% принадлежит Газпрому?

«Северный поток-2» не является решением — трубопровод через Украину и так не используется в полную мощность, новый газ «Северный поток-2» не даст, считает Михаил Крутихин:

У меня такое ощущение, что в Германии и в Европе, надеются, что «СП2» даст новый газ. Это как? А почему этот новый газ не пустить по украинской территории, где можно прокачивать120 миллиардов м3 в год, и там навалом невостребованной мощности? Пожалуйста, пускайте! Если вы хотите газ, то зачем вам «СП2»? Он лишний для спасения Европы от суровой зимы. Он к этому не имеет никакого отношения.

При этом новая администрация США не будет активно противодействовать «Северному-потоку 2», и ранее Михаил Крутихин считал, что трубопровод не смогут достроить из-за санкций:

Я ошибся в оценке эффективности американских санкций. Я никак на рассчитывал, что новая администрация пошлет куда подальше собственный закон, который предписывает ей вводить санкции. И очень хорошо просчитает, что в Конгрессе США 6-7 голосистых законодателей, которые знают, где находится Украина, и пытаются в интересах Украины что-то такое сделать в отношении санкций. А остальному Конгрессу совершенно на это наплевать. И глядя на это, Белый дом воздерживается от выполнения законов.