Что на самом деле произошло в Ханау?
Тобиас Ратьен 19 февраля 2020 года убил 9 человек в городе Ханау. Он открыл стрельбу в одной кальянной, добрался до другого заведения, где застрелил 6 человек, и беспрепятственно вернулся домой. Почему полиция не смогла оперативно отреагировать? Можно ли было избежать такого числа жертв? Расследование Spiegel, ARD и Hessischer Rundfunk.
Первый факт: Тобиасу Ратьену поставлен посмертно диагноз «шизофрения». Еще в 2002 году его рекомендовали немедленно поместить в психиатрическую больницу (в итоге его просто поместили под родительскую опеку, но отметили в справке, Ратьен не прошел лечение). Стрелок из Ханау фигурировал в 15 делах полиции и прокуратуры, 5 раз в качестве подозреваемого (по делам о контрабанде наркотиков и нападении на охрану). При всем этом Тобиас Ратьен получал лицензии на ношение оружия — в оружейном ведомстве заявили, что ничего особенного, кроме штрафов за превышение скорости, в личном деле Тобиаса Ратьена не заметили. И в 2019 Ратьен получил European Firearms Pass — по этому документу он вообще мог ездить с оружием по странам Евросоюза.
Второй вывод расследования: полиция поздно отреагировала и не смогла принять все звонки о стрельбе, телефоны в участке были заняты. Вызовы пострадавших и очевидцев принимали только на двух (!) рабочих телефонах, а при записи голосовых сообщений тоже были проблемы. Первый и второй звонок о стрельбе полиция получила спустя минуту после того, как Тобиас Ратьен открыл огонь в первой кальянной. Когда до полиции дозвонился третий человек, Ратьен уже перестал стрелять во втором заведении и поехал к себе домой. Где покончил с собой.
Третий факт: в заведении был заблокирован аварийный выход. Возможно, кто-то из посетителей мог спастись или позвать на помощь. И выяснила прокуратура Ханау это спустя полгода после стрельбы, в ноябре 2020 года. В 2017 году бару выносили предупреждение о заблокированных аварийных дверях, информация была передана в Gewerbeamt, но никакой дальнейшей реакции не последовало