Центр глобальных исследований ислама: В Германии недооценивают исламский антисемитизм
Франкфуртский профессор Сюзанна Шретер — глава Центра глобальных исследований ислама. Она обвиняет немецких политиков в том, что они годами игнорируют антисемитизм в мусульманских общинах. В интервью FOCUS Online от 15 мая она, среди прочего, объясняет, почему статистика преступлений на почве антисемитизма неверна. Приводим для наших читателей перевод интервью.
— Профессор Шретер, на фоне конфликта на Ближнем Востоке в Германии участились беспорядки и нападения на синагоги. Что мы переживаем сейчас в ходе протестов?
— У нас вспыхивает мусульманский антисемитизм, который до сих пор всегда игнорировался немецкой общественностью. Насилие и агитация против евреев свирепствуют не только среди крайне правых, антисемитизм также растет в мусульманских общинах. Но это заметено под ковер. В последние годы мусульмане неоднократно совершали нападения на евреев в метро или на еврейских детей в школах. Из страха перед нападениями некоторые евреи теперь воздерживаются от ношения религиозной одежды в общественных местах. В отличие от правого экстремизма, это опасное явление в Германии никогда не воспринималось всерьез.
— Что за этим стоит?
— Многие круги в культуре и политике рассматривают мусульман как жертв. Речь идет об исламофобии или антимусульманском расизме. Следовательно, жертвы не могут быть преступниками. К сожалению, это мышление также поддерживается учеными, пришедшими из постколониальной теории. Эти исследователи прямо подчеркивают, что мусульмане не могут быть преступниками, потому что они жертвы. Это довольно авантюрный взгляд на вещи.
— Почему политики не обратились к этому феномену раньше?
— Эта тема слишком актуальна для многих политиков и особенно представителей церкви. Отсюда всегда следует убийственный аргумент о том, что публичный дискурс только льет воду на мельницу партии «АдГ». И поэтому проблемы стараются не касаться. Однако мусульмане порой испытывают крайнюю враждебность по отношению к евреям. Речь идет не столько о критике мер, принятых правительством Израиля , сколько об антисемитской смеси политики и религии. Это не новое явление.
Когда в 2014 году разгорелся ближневосточный конфликт, молодые демонстранты на улицах Германии пригрозили, что армия пророка Мухаммеда вернется и уничтожит евреев. Такими высказываниями отсылают к исламскойю интеллектуальной истории. В некоторых стихах Корана и хадисах Мухаммеда есть отрывки, которые ставят евреев и мусульман в состояние абсолютной вражды. Иммиграция из арабских стран в результате гражданской войны еще больше усугубила эту антисемитскую позицию. Если не заниматься проблемой со стороны политиков, то однажды этот чайник вскипит.
— Однако полицейская статистика противоречит этому анализу. Она утверждает, что почти 94 процента антисемитских преступлений совершаются правыми экстремистами.
— Эти статистические данные рисуют неверную картину. Тот факт, что полиция приписывает антисемитские преступления в первую очередь правым экстремистским группам, просто вводит нас в заблуждение. Все дела, в которых преступник не может быть найден, автоматически относятся к правому экстремизму. Это происходит примерно в половине зарегистрированных правонарушений, враждебных евреям. Отсюда явный крен вправо. Однако эта статистика явно противоречит опросам среди еврейских жертв. Я думаю, что правоохранительные органы в значительной степени в неведении. Но этого не замечают.
— Почему?
— Антисемитизм автоматически приписывается лагерю правых экстремистов. И действительно, нельзя отрицать, что «коричневое» болото представляет большую опасность. Но враждебность к евреям также является проблемой для иммигрантов из мусульманских стран. Деликатная тема, о которую многие люди не хотят обжигаться, но теперь мы наконец-то столкнулись с этой проблемой.
— Что нас ждет?
— Несколько выражений озабоченности со стороны политиков будет недостаточно, чтобы эта антисемитская тенденция исчезла. Беспорядки и нападения на еврейские учреждения будут продолжаться. Тем более что исламские организации также разжигают ненависть к евреям.
— Какие организации вы имеете в виду?
— Например, контролируемый государством турецкий религиозный орган «Диянет» вместе с головной организацией турецко-исламских религиозных объединений в Германии — DITIB. В настоящее время на их турецких домашних страницах ведется широкомасштабная пропаганда против Израиля и евреев.
— Насколько распространен антисемитизм в левом лагере?
— В течение десятилетий в левом спектре существовал скрытый антисемитизм. Это восходит к террористической группе RAF в 1970-х годах и другим радикальным левым движениям, которые объединились с воинствующими палестинскими группировками. Жертвы-евреи иногда специально отфильтровывались в случае убийств или взятия заложников.
— Хорошо, это было когда-то давно, а как дела обстоят сейчас?
— Я бы различила две группы активистов, которые позиционируют себя против Израиля. Одна группа состоит из идеологических сторонников жесткой линии, которые в основном прославляют палестинские организации как «освободительное движение» и отрицают право Израиля на существование. Они демонстрируют солидарность с исламофашистскими группировками, такими как ХАМАС. Вы можете найти этих акторов, прежде всего, в движении BDS, которое демонизирует Израиль и его граждан и призывает к бойкоту. Это стойкие левые антисемиты.
Вторая группа склоняется на сторону якобы «слабых». Часто эти молодые люди действуют на волне эмоций, но имеют лишь элементарные знания о конфликте на Ближнем Востоке. Мне это труднл понять. Возможно, лучшее образование защитит их от этой наивной приверженности. Если бы они знали, что устав ХАМАСа направлен не только на уничтожение государства Израиль, но и на уничтожение всех евреев вообще, некоторые люди могли бы задуматься.