Бывшие боссы Wirecard обвиняют друг друга в махинациях

Wirecard — самое громкое финансовое преступление в истории Германии. Компанию и её боссов обвиняют в мошенничестве почти на 2 млрд евро. Летом 2020 года, незадолго до сообщений о банкротстве компании Wirecard, операционный директор Ян Марсалек бежал из Европы в Беларусь, и, согласно сообщениям СМИ, сейчас его прячет ФСБ где-то в России. Другие два топ-менеджера Wirecard — Маркус Браун и Оливер Белленхаус — сейчас Германии, в суде дают показания друг против друга.

Что произошло в 2020

Летом 2020 года выяснилось, что одна из крупнейших компаний Германии Wirecard имеет «финансовую дыру» в размере 2 млрд евро. Wirecard входила в индекс DAX, топ-30 крупнейших фирм немецкой биржи. А её операционный директор Ян Марсалек скрылся незадолго до публикации отчетов о «финансовой дыре» и до сих пор прячется под юрисдикцией ФСБ в России. При этом Марсалек является предположительно двойным агентом, имел доступ к формуле «Новичка» и часто ездил в «горячие точки» на переговоры. У всех возник вопрос: как так вышло, что одна из важнейших компаний Германии по документам должна иметь 1,9 млрд евро, но по факту этих денег нигде не оказалось.

Версия Маркуса Брауна

Маркус Браун, экс-глава Wirecard, впервые за несколько лет публично высказался: «Я жертва». Он заявил, что не имеет никакого отношения к серым операциям, его обманывали, и он ничего не знал о подлоге, фальшивых расчетах и растратах. А Ян Марсалек, предполагаемый агент российской разведки и топ-менеджер Wirecard, якобы уверял Маркуса Брауна, что все в порядке. Браун утверждает, что до последнего момента был уверен, что с компанией всё в порядке и никаких махинаций не видел.

Версия Белленхауса

Оливер Белленхаус, менеджер, работавший в компании Wirecard в Дубае до 2020 года, выступает на процессе в качестве основного свидетеля. Согласно его показаниям, Браун был главным боссом во всей структуре, был полностью вовлечен в миллиардное мошенничество и знал всю систему изнутри. По версии Белленхауса, изначально Wirecard опиралась на несуществующие финансовые расчеты и «придумывала» цифры — якобы немецкий гигант получал огромные отчисления в третих странах. И эти фантастические цифры компания использовала для получения новых кредитов на более чем 3 млрд евро. Как утверждает Оливер Белленхаус, Браун изначально знал о махинациях. И якобы Браун успокаивал Белленхауса, что аудит компании пройдет успешно.

Что случилось на самом деле

Таким образом немецкое следствие сейчас разрывается между двумя показаниями — либо вся бизнес-модель Wirecard была построена на мошенничестве. Либо Wirecard существовала как масштабная финтех-компания, в которой операционный директор Марсалек оказался мошенником, обманувшим её руководителя Брауна.