Бетховен — африканец? Останки композитора могут эксгумировать
Немецкий темнокожий певец и шоумэн Роберт Бланко требует эксгумации Бетховена и проведения генетических анализов, чтобы доказать африканское происхождение композитора.
Этническая принадлежность Людвига ван Бетховена долгое время волновала общественность, пишет газета Stern 30 сентября. Некоторые ученые настаивают на эксгумации его останков для изучения их генетики. Их поддерживают и немецкие знаменистости — например, такие как темнокожий певец и шоумэн Роберто Бланко и киноактер Тайрон Рикеттс, также потомок африканцев.
Роберто Бланко на днях сделал видеообращение к мэру Вены Майклу Людвигу, в котором потребовал эксгумации останков одного из величайших европейских композиторов. Ученые должны наконец прояснить происхождение Бетховена, заявил он. Внешне он еще при жизни имел черты «цветных». Его называли «испанцем» или «мавром». Бланко верит в это и бросает вызов мэру, говоря: «Держу пари, что Бетховен был больше похож на меня, чем на вас, мистер мэр!»
Берлинский кинопродюсер Майкл Симон де Нормье тоже уже два с половиной года пытается продвинуть идею провести такое исследование. В первую очередь из художественного интереса: сопродюсер мирового кинохита «Чтец» долгое время искал новую большую тему. После успеха сериала Netflix «Бриджертоны», где чернокожие актеры играют многочисленных аристократов 18 века и даже вымышленную британскую королеву Шарлотту, он был бы прав в духе своего времени, рассказав историю «черного» Бетховена. Но де Нормье недостаточно вымысла, он хочет рассказать правду — и чтобы она была подтверждена наукой.
Инициатива продвигается в Сети под хэштегами #Wien #schonimmerBUNT; петицию с этими хэштегами среди первых подписали австрийский актер Тайрон Рикеттс и телеведущая Милка Лофф-Фернандес.
«Если выяснится, что Бетховен на самом деле был черным, это серьезно повлияло бы на европоцентричный взгляд на культуру и историю, — говорит Рикеттс. — Еще один шаг к концу суверенитета белых». Милка Лофф-Фернандес поясняет: «Мои заслуги в Германии всегда немного «не такие». Меня снова и снова воспринимали на протяжении всей моей жизни как «ненастоящую немку». Бетховен мог бы опровергнуть этот подход самым ярким образом. Он также мог бы инициировать дискуссию о ценности активного вклада в социальное процветание, который не зависит от происхождения и цвета кожи».
Другими словами: у миллионов афроевропейцев в результате исследования может появиться яркий исторический символ.
Историк и генеалог д-р. Ральф Гюнтер Ян видит в подобном исследовании прежде всего научный интерес. В прошлом он уже проводил сенсационные работы в этом же направлении. Например, он проследил родословную Пэрис Хилтон до 8-го века и доказал, что она не только связана с бывшим президентом США Теодором Рузвельтом, но даже напрямую происходит от Карла Великого. Одним из наиболее впечатляющих его исследовательских успехов стало открытие, что череп Фридриха фон Шиллера был заменен после его смерти. В 2009 году это подтвердил генетический анализ.
Но Людвиг ван Бетховен — это нечто гораздо большее. И, вероятно, это было бы также в духе самого Бетховена, который дружил с чернокожим скрипачом Джорджем Бриджтауэром, выступал с ним и посвятил ему Крейцерову сонату, подчеркивает Ральф Гюнтер Ян.
На гигантском центральном кладбище Вены останки Бетховена покоятся среди множества известных музыкантов. Первоначально великий композитор был похоронен в 1827 году на местном кладбище Веринг при участии венского населения, с большой помпой, в присутствии Шуберта. Похоронную речь для него написал Франц Грильпарцер. Но уже в 1863 году останки композитора были эксгумированы в первый раз. «Есть несколько документов, которые указывают на то, что при жизни у него была смуглая кожа и что он явно выделялся из среднего населения Вены», — говорит ученый. Как говорят, композитор был похож на испанца, в молодости его также называли «Спанголом». Согласно сообщениям прессы о его перезахоронении в 1888 году, композитор якобы имел «лицо мулата» с «негритянской нижней челюстью».
Через восемьдесят лет после смерти Бетховена, в 1907 году, британский композитор Сэмюэл Колридж-Тейлор, отец которого был родом из Сьерра-Леоне, вновь поднял этот вопрос и, как и Роберто Бланко сегодня, указал на внешнее сходство композитора с африканцами. Ранее Кольридж-Тейлор ездил в Америку и в полной мере узнал там, что такое расизм. Позднее он писал: «Если бы величайший из всех музыкантов был жив сегодня, для него было бы невозможно снять номер в отеле в некоторых американских городах». Позднее этот вопрос снова был поднят американским движением за гражданские права 1960-х годов. Активист Стокли Кармайкл заявил тогда перед преимущественно черной аудиторией: «Бетховен был таким же черным, как вы и я, но нам этого не говорят». Несколькими годами ранее Малкольм Икс также заявил интервьюеру, что отец Бетховена был «одним из чернокожих, нанявшихся в качестве профессиональных солдат в Европе».
Когда могилу в последний раз вскрыли 23 июня 1888 года, чтобы перевезти кости на Центральное кладбище Вены, такое расследование, конечно, не могло быть проведено. Но сегодня определенные проблемы могут быть уже с подлинностью останков. В католической Вене имеется традиция охоты за реликвиями, так что, как пишет Stern, часть скелета маэстро может оказаться пропавшей или вообще ему не принадлежавшей. «Это создает неопределенность. Например, когда проводился анализ пучков волос Бетховена, подлинность некоторых из них вызывала сомнения», — говорит Ральф Гюнтер Ян. «Кроме того, расследование, к которому мы стремимся, касается не только происхождения композитора, но и проверки подлинности черепа», — добавляет историк.
Наконец, можно было прояснить еще один спорный вопрос: например, привела ли любовь Бетховена к Жозефине баронессе фон Штакельберг, урожденной графине Брунсвик де Коромпа, к рождению внебрачного ребенка. «Это было бы интересным открытием для специальной литературы, и нам больше не пришлось бы полагаться на домыслы, — говорит Ян. — Но сначала нам нужно будет доказать, что скелет и череп в могиле вообще принадлежат друг другу». Это вполне возможный вариант, исходя из опыта эксгумации останков Шиллера. «Форма так называемого «черепа мулата» в могиле Бетховена действительно может свидетельствовать о его африканском происхождении, — говорит Ян. — Но может также оказаться, что это не так. В любом случае у нас была бы, наконец, определенность».
Но как африканские выходцы могли оказаться в родословной Бетховена, изобилующей бельгийскими и рейнскими предками? Ученые говорят, что это могли быть отцовские предки Бетховена из Фландрии, что делает его африканское происхождение хоть сколько-нибудь возможным — потому что Фландрия какое-то время находилась под испанским владычеством, а часть Испании долгое время была оккупирована североафриканскими маврами. Рейнская область, родина Бетховена, не зря также известна как «европейская мельница народов».
Но все это лишь предположения. «Нам нужно разрешение на эксгумацию от мэра Вены, чтобы наконец приступить к работе», — говорит историк Ян, который также знаком с известным молекулярным биологом Инсбрука Вальтером Парсоном, работающим над проектом. «Я не могу представить, чтобы мэр Вены, социал-демократический политик в таком космополитическом мегаполисе, отказал австрийским гражданам с африканскими корнями в этом желании», — говорит Майкл Симон де Нормье. Однако мэр Майкл Людвиг до сих пор не ответил на эту просьбу.