В Берлине отменили «Щелкунчика» — из-за возможной дискриминации
В новом театральном сезоне Государственный балет Берлина не будет ставить «Щелкунчика», так как театр пересматривает репертуар и избавляется от постановок, которые могут содержать «формы дискриминации». Директор Государственного балета Берлина Кристиана Теобальд считает, что театр должен пересмотреть постановки «в новом свете и с другим осознанием».
Вопросы вызывает постановка «Щелкунчика», которую подготовили хореографы Василий Медведев и Юрий Бурлака. Ее успешно показывают в Берлине с 2013 года. Этот спектакль основан на традиционном балете 1892 года, и в нем исполняются арабский и китайский танцы. Эти танцы могут карикатурно показывать восточные культуры, и директор театра Кристиана Теобальд считает, что в постановках вроде «Щелкунчика» (которые опираются на старые произведения), важно изучить культурно-исторический контекст, в котором они были созданы, чтобы понять, какие элементы произведения сегодня могут считаться проблемными. В 2015 году балет «Щелкунчик» уже претерпел одно изменение — во втором акте из постановки убрали детей с черным гримом (blackfacing), так как его посчитали одной из форм дискриминации и расизма. Ранее уже Шотландский балет объявил, что уберет «карикатурные элементы» из арабского и китайского танцев в «Щелкунчике».
В качестве замены Государственный балет Берлина в декабре будет показывать «Дон Кихота». Но и эта постановка — спорная для современного театра: в «Дон Кихоте» могут карикатурно изображаться народы синти и рома. Кристиана Теобальд уже ведет переговоры с экспертами и представителями народов рома, разрабатывается новая программа для театра.
Кристиане Теобальд 65 лет, она стала директором Государственного балета Берлина недавно, в начале этого сезона. Она родилась в Дюссельдорфе, изучала музыковедение, историю и историю искусств в Тюбингенском университете и в Свободном университете Берлина, совмещая учёбу с классическим балетным образованием, а после завершения учёбы защитила диссертацию о композиторе Франце Шрекере. Позднее, уже работая в Берлинском балете, защитила магистерскую работу и получила MBA. Про себя пишет, что для неё важно действовать в соответствии с изначальным девизом Берлинского балета: “Сохранять традицию, делать видимым настоящее и заботься о будущем”.
Фото: STAATSBALLETT BERLIN