«Назвать это успехом нельзя»: «АдГ» прокомментировала итоги выборов

“Альтернатива для Германии” набрала на выборах 26 сентября на 2% меньше голосов, чем на прошлых парламентских выборах. Её электорат — 10 с половиной процентов немецких избирателей. Но при этом в двух федеральных землях — Саксонии и Тюрингии — «АдГ» стала ведущей политической силой, набрав больше голосов, чем какие-либо другие партии. 

В Саксонии «АдГ» лидирует с огромным отрывом, у партии 29% голосов, тогда как у СДПГ, победившей на федеральном уровне, всего 19%. Тюрингия стала единственной федеральной землёй, в которой «АдГ» улучшила свой результат в сравнении с выборами 2017 года, набрав 24%. Но это, как и то, что «АдГ» заняла второе место в земле Мекленбург — Передняя Померания, слабое утешение, если учитывать общий результат.

Йорг Мойтен, сопредседатель партии «Альтернатива для Германии«:

В нашем результате есть как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивно то, что мы сохранили двузначный результат и укрепились на том уровне, который в 2017 нам даже не пророчили. И этому мы рады. Но правда в том, и я не собираюсь здесь ничего приукрашивать, что мы потеряли значительную часть голосов. Если посмотреть, за кого в этот раз голосовали избиратели, которые раньше выбирали нас, то 260 000 избирателей ушли к партии СДПГ, 210 000 к СвДП, и люди ушли от нас даже к “Зелёным” — где-то 60 000 человек. Мы теряли избирателей по всем направлениям, кроме “Левых”, от которых к нам наоборот пришли 90 000 человек. На Западе мы в нескольких федеральных землях перевалили за 10%, на Востоке только в двух землях за 20%. В целом на этих выборах мы потеряли около 20% наших избирателей. (…) В конце концов назвать это успехом нельзя, и попыток приукрасить это — как делают признанные партии — не будет. “Смелость говорить правду” — это всегда было нашим лозунгом. И так и должно остаться. 

Алис Вайдель, ведущий кандидат от партии «АдГ» на выборах в Бундестаг:

Нам удалось стать признанной партией. В 2017-м нас сравнивали с мухами-однодневками, говорили, что мы продержимся в парламенте максимум один законодательный период, а в 2021-м году нас не переизберут. Со вчерашнего дня ясно, что это не так. У нас стабильный результат. Конечно, нам нужно всё проанализировать — как мы вели предвыборную кампанию и, конечно, нам нужно решить вопросы внутрипартийной борьбы. Потому что с уверенностью можно сказать только одно: нет ничего, что избиратели ненавидят больше, чем партии, занятые сами собой. Это вопрос, самое позднее, решится на общем собрании, когда партия будет выбирать новый совет правления.

Йорг Мойтен, сопредседатель партии «Альтернатива для Германии«:

Правда в том, что нам не удалось достучаться до новых избирателей, а я всегда говорил, что это необходимо, чтобы работать успешно. И нам нужно поговорить о наших ошибках. Было ли это мудрым — прописать требование выхода из Евросоюза в нашу предвыборную программу? Так решило собрание партии, хотя я, как и Александр Гауланд, скептично к этому относился. 

Журналист:

Господин Мойтен, ваши коллеги устало улыбаются, слушая ваши выводы, и даже не поблагодарили вас за помощь в предвыборной борьбе. Вы всё ещё считаете что справляетесь с ролью председателя партии? Господин Крупалла, госпожа Вайдель, правда ли, что вы больше не хотите иметь ничего общего с господином Мойтеном? 

Йорг Мойтен, сопредседатель партии Альтернатива для Германии:

Ах, дорогой господин Юнг, если уж и вести дебаты о вопросе кадров после выборов, то говорить нужно не о председателе партии, а о ведущих кандидатах. Но вести такие разговоры мне не кажется умным, и постановка вопроса у вас странная. 

Для «партии востока» (как ее часто называют), партии «Левых», настали непростые времена: только чудо спасло ее от того, чтобы не вылететь из парламента. «Левые» получили 4,9%, то есть фактически не преодолели 5-процентного барьера, и по правилам не попали бы в новый созыв Бундестага, если бы не три выигранных прямых мандата Гезине Лётшь и Грегора Гизи из Берлина и Зёрена Пельманна из Лейпцига. Именно они не дали своей партии вылететь из Бундестага.  Руководители партии Левых Янин Висслер и Дитмар Бартш в этот раз даже не смогли переизбраться в Бундестаг и проиграли свои округа. 

Сюзанна Хенниг-Веллсов, сопредседатель «Левой партии«:

Мы по-крупному проиграли, мы это знаем, нам нанесли тяжелое поражение. Можно себе представить, что для нас это стало последним «ударом под глаз», который нам достался, потому что для нас это фактически последний шанс для развития нашей партии.

Грегор Гизи, партия «Левых», выиграл прямой мандат:

Полученный нами результат в масштабах страны просто катастрофичен. Нам нет необходимости даже обсуждать этот факт. Точка. Нам необходимо отказаться от привычки винить всех, кроме самих себя. Было бы важно проявить самокритику и проанализировать, какие ошибки нами были сделаны.

Эти выборы принесли много неожиданностей почти для всех участников, но всё-таки в основном для кандидатов от ХДС. Среди них, например, Ханс-Георг Маассен, бывший глава ведомства по защите конституции Германии. С помощью Маассена ХДС планировали отобрать в Тюрингии голоса у «Альтернативы для Германии». Ранее он был вынужден уйти со своего поста после антииммигрантских беспорядков в Хемнице 2018-го года: тогда бывший министр выражал сомнения в том, что иностранцев в городе действительно преследуют, и никак не разбирался с этими событиями. На этих выборах Маасен пытался попасть в Бундестаг от «христианских демократов» и проиграл выборы кандидату от СДПГ.  В своем Твиттере он поблагодарил своих избирателей за поддержку.