Лукашенко: Мы не варвары и не хотим противостояния с Польшей

Маргаритис Скинас, заместитель председателя Еврокомиссии, выступая 23 ноября перед журналистами, объявил о тех мерах, которые ЕС предпримет для того, чтобы остановить приток беженцев с Ближнего Востока к польско-белорусской границе и вернуть тех, которые там уже собрались, на родину. 1 миллион евро будет потрачено непосредственно на депортацию беженцев из Беларуси. Намного более существенные суммы пойдут в помощь Литве, Латвии и Польше на укрепление границы в Беларусью. 

А министр иностранных дел Германии Хайко Маас призвал к отказу от иллюзий”, выступая сегодня в Берлине на открытии форума, посвященного международной политике. В числе прочего, он говорил и об отношениях с Россией: «Недавно Россия отказалась участвовать в новых переговорах в «нормандском формате», и последние новости о движении войск на границах с Украиной вызывают очень серьезное беспокойство. Это все говорит о том, что мяч теперь на российской стороне поля, как и ответственность за улаживание разногласий с Европой. И ЕС в данной ситуации будет выступать единым фронтом — в этом я уверен».

Ангела Меркель, тем временем, провела телефонные переговоры со Светланой Тихановской, лидером белорусской оппозиции, и обсудила с ней как состояние дел внутри Беларуси, так и продолжающийся кризис на польско-белорусской границе. Меркель заверила Тихановскую, что Германия по-прежнему требует от правительства Александра Лукашенко освободить политических заключенных и положить конец репрессиям в стране.

Сам же первый президент Беларуси говорит вот что: «Надо достучаться до поляков, да каждого поляка, и доказать им, что мы не варвары, мы не хотим противостояния, нам оно не нужно». В той же речи, произнесенной поздно вечером 22 ноября, Лукашенко сказал, что будет поддерживать беженцев — цитата: «Если они хотят отправиться в Германию или Польшу, мы им поможем«.

В Польше ему не верят — Станислав Зарин, пресс-секретарь координационного центра польских спецслужб, заявил:

Нам стало известно, что одно из так называемых турагентств в Беларуси, которое внесло существенный вклад в этот кризис, организованный господином Лукашенко, теперь предлагает обратные рейсы в Ирак и Сирию. Мы знаем, что один такой рейс должен вылететь в ближайшие дни.

Мы не считаем, что те меры, которые режим Лукашенко принял в последнее время, говорят о перемене долгосрочной стратегии. Эти рейсы могут указывать на деэскалацию, но мы считаем, что об этом говорить пока рано. С другой стороны, мы видим рост агрессии на границе и постоянные попытки её прорвать. И мы ожидаем, что они продолжатся.

Пока же к курдам в Ираке обратился их соотечественник, который давно живет в Польше. Арсалан Азаддин ‒ главный врач в областной больнице в городе Бельск-Подляский. Это совсем недалеко от белорусской границы, и в больницу регулярно поступают пациенты из числа беженцев, которым удалось прорваться через польскую границу.  «Я видел этих людей, и то, в каком они состоянии ‒ как физическом, так и психологическом, говорит Азаддин. — Я больше не мог это выдерживать, и позвонил на курдское телевидение, и сказал, что я хочу поговорить об этой ситуации. Они взяли у меня интервью в прямом эфире главной новостной программы. У меня было сообщение для премьер-министра и президента: спасти этих людей. Курды такого не заслужили. Мы должны объяснить молодежи, что нелегальный путь ‒ плохой. Если у вас есть образование ‒ ищите работу, ищите легальные пути. Я главный врач в этой больнице. Если бы 20 врачей сейчас хотели тут работать, я мог бы дать им всем работу завтра. Но они должны соответствовать определенным критериям. Приезжать сюда, рискуя жизнями своих родственников и детей ‒ это не выход. Вы должны спросить, почему эти люди сюда едут. Лидеры разных стран, США и ЕС, должны спросить власти Ирака, почему люди бегут из страны. Это образованные люди, у которых нет работы, и которым не на что жить. Где иракские нефтяные деньги?«