Угроза «авторитарного национал-радикализма» в Германии — мнение немецкого политолога
В прошлое воскресенье кандидат от партии АдГ одержал победу на окружных выборах и впервые занял пост бургомистра в городе Рагун-Йессниц, земля Саксония-Анхальт. Партия АдГ также набирает популярность по всей Германии и, согласно опросу Thüringentrend, занимает первое место в Тюрингии. О причинах недавних успехов партии, а также об угрозе дальнейшего роста популярности праворадикальных политических движений в интервью с изданием “Merkur” рассказал Вильгельм Хайтмайер — немецкий политолог, который давно занимается темой насилия в Германии.
По словам Хайтмайера, избрание первого ландрата от партии АдГ, а также победа на окружных выборах в воскресенье свидетельствует о “нормализации” популистской политики в Германии.
Хайтмайер не считает АдГ “правоэкстремистской” партией в обычном смысле слова, поскольку она не применяет насилие в политических целях. Однако для описания партии политолог приводит определение “авторитарный национал-радикализм”. Если разбирать определение по частям:
- Авторитарность, по мнению политолога, заключается в тяге к “сильной руке”, “традиционному образу жизни”, а также к “дихотомическому мировоззрению”, когда людей делят на “своих” и “чужих”.
- Националистическая составляющая — вера в превосходство немецкой культуры, подкрепленная лозунгом “Германия превыше всего” и убеждение, что немецкая национальность — главное в идентичности человека.
- Радикализм, последняя часть определения, относится к политической мобилизации сторонников партии, что происходит посредством разжигания вражды и ненависти к другим народам.
Кто голосует за АдГ?
Как утверждает Хайтмайер, сторонников АдГ можно грубо разделить на четыре основные группы: жители бывшей ГДР, рабочие и члены профсоюзов, те, кто обычно не голосуют и представители среднего класса, считающие, что к их мнению не прислушиваются. Эти группы объединяет ощущение, что они больше не способны оказывать никакого влияния на текущий политический курс Германии.
У жителей бывшей ГДР это чувство проявляется на фоне их личного опыта после воссоединения Германии: “в жизни можно потерять все — работу, семью, но одно нельзя отнять: восприятие себя как немца”, говорит Хайтмайер. Политолог также отмечает, что в силу большей этнической однородности малых городов и деревень в бывшей ГДР, местные жители часто не так охотно принимают разнообразие культур в Германии, особенно по сравнению с жителями больших городов.
Представителей среднего и рабочего классов, а также тех, кто раньше предпочитал не голосовать, сплочает чувство, что к ним не прислушиваются партии “мейнстрима”. Тут важно и социо-экономическое недовольство сторонников АдГ — «с 1990-х годов мы имеем дело с развитием авторитарного капитализма” — “политики потеряли силу или даже желание бороться с социальным неравенством, и это естественно воспринимается населением”, говорит политолог.
Социо-экономическое недовольство, ощущение “потери контроля”, разочарование в мейнстримных партиях и “политика идентичности” способствуют успеху АдГ. Хайтмайер при этом выступает против запрета партии и считает, что это приведет лишь к дальнейшему росту ее популярности.