Назарбаев отправлен в отставку с поста главы Совбеза Казахстана

Бессменный «лидер Казахстана» Нурсултан Назарбаев отправлен в отставку с поста главы Совбеза. Указ об этом 5 января подписал Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана, сообщили мировые инфоагентства. Протестующие, которые заполняют улицы казахских городов уже третий день, сносят установленные Назарбаеву при жизни памятники — и поют гимн Казахстана. Напомним, накануне вечером президент Токаев отправил в отставку все правительство страны. Указ об этом был подписан вечером 4 января, но на официальном сайте главы республики эта информация была опубликована только 5 января утром. 

Сегодня также прекратил вещание государственный телеканал Казахстана — Qazaqstan TV. Сайт правительства страны тоже в непонятном состоянии — по крайней мере из Германии на него невозможно зайти, как и на целый ряд других сайтов, зарегистрированных в Казахстане, все они временно недоступны за рубежом. Казахстанцы, проживающие за пределами республики, продолжают сообщать, что с трудом могут связаться со своими родными в Нур-Султане и Алматы — как по телефонной связи, так и через онлайн-мессенджеры. А днем в Нурсултане и Алматы вообще отключили Интернет и телефонную связь.

А вот, что рассказала ОстВесту Айгерим Тулейханова, журналистка из Казахстана. Сейчас она находится в Праге, но позавчера ещё была в Казахстане:

Я бы сказала, для тех, кто в стране, это тоже шок, никто такого не ожидал. Это имеет все признаки какого-то захвата или революции. На самом деле в Казахстане и раньше были протесты, просто власти быстро их останавливали. И, наверное, можно было предсказать что-то подобное, потому что народ уже давно ждет каких-то политических изменений, ведь экономическая ситуация оставляет желать лучшего. И вот эти цены на газ, из-за которых начались протесты, это намного больше, чем цены на энергоресурсы.

С 2019-го года, когда у нас поменялся президент, людям обещали реформы, какие-то изменения их ситуации. И хотя политики говорили, что у нас “слышащее государство”, люди понимали, что на самом деле их не хотели слушать. И сейчас мы, наверное, видим результат такого микса всего того, что происходило в эти годы. Я не знаю, кто эти люди, которые захватывают аэропорт и поджигают здания. Но вчера всё было мирно, я это слышала от самих протестующих, некоторых из которых я знаю. 

Люди, которые первыми начали протестовать на западе страны, требовали не только снижения цен на газ, но и выдвигали политические требования. Протестов в последние годы было много, просто о них не всегда писали мировые СМИ. Новый закон о мирных собраниях не соответствовал мировым требованиям. Людей задерживали просто за посты в Интернете, и ситуация с правами человека в Казахстане в последние годы стала хуже. И экономическая ситуация, и политическая, и социальная — все это только обострялось.

Мы видим за последние несколько лет, что авторитет Назарбаева упал. Раньше, я сама помню, люди боялись его критиковать, говорить что-то плохое о его семье, у нас же есть закон о первом президенте. Сейчас люди кричат на улицах “Шал кет”. Это значит, людям надоело, что происходило эти 30 лет под его руководством. И тем более что почти каждый год, если не чаще, появляются новые его статуи, новые памятники, улицы, университеты…

Мы не знаем, что сейчас делает Назарбаев, где он. Он не делал никаких публичных заявлений с начала протестов. Он был действительно влиятельным человеком в политической элите Казахстана, но сейчас, видимо, какие-то изменения произошли.

Ещё накануне вечером президент Казахстана Токаев записал видеообращение — оно было опубликовано в фейсбуке его пресс-секретаря. В нём Токаев призывал участников протестов «проявить благоразумие»:

Дорогие соотечественники. Вновь обращаюсь к вам. [Призываю] проявить благоразумие и не поддаваться на провокации изнутри и извне, эйфории митинговщины и вседозволенности. Призывы атаковать служебные помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это преступление, за которым может последовать наказание. Власть не падёт, но нам нужен не конфликт, а взаимное доверие и диалог.

Что касается упомянутых “провокаций извне”, то вот реакция российской газеты “Комсомольская правда”. Заголовок: “Москве подложили свинью, в Казахстане запустили революцию накануне важнейших переговоров России с США и НАТО”. Эту тему охотно подхватил и президент Токаев:

Уровень организованности этих головорезов обращает на себя внимание. Это тщательно продуманный план действий финансово мотивированных заговорщиков. Поэтому, как глава страны и председатель Совета безопасности, с сегодняшнего дня я намерен действовать с максимальной строгостью в отношении правонарушителей.

События в Казахстане — судя по реакции, а точнее, отсутствию слаженной реакции со стороны российских госжурналистов, близких к власти блогеров и обозревателей — действительно стали неожиданностью для российской власти, явно мало обращавшей внимание на события на востоке, занятой последнее время исключительно отношениями с Западом. На данный момент митинги, которые начались 2 января на западе Казахстана и за день распространились по стране, не прекращаются. Сейчас это массовые протесты с экономическими, политическими требованиями, а также со столкновениями с полицией. Причём силовой перевес явно пока на стороне протестующих. Ещё утром среды, пятого января, они ворвались в здание администрации города Алматы. Очевидцы сообщают, что при захвате здания была слышна стрельба. У входа в здание акимата (городской администрации) столпилось свыше тысячи человек. Были слышны крики «Алга, Казахстан!» («Вперед, Казахстан!»). А чуть позже в здании городской администрации начался пожар, и весь день оно было охвачено пламенем. 

По информации корреспондента агентства «Интерфакс» в Казахстане, полиция закидывала протестующих газовыми и шумовыми гранатами, на улицах крупных городов шли настоящие бои гражданских с полицией и весь день стоял едкий дым. Позже алматинские полицейские, которые не могли больше сдерживать штурм демонстрантов, попытались убежать, поскольку протестующие их избивали. 

В твиттере гуляет видео, запечатлевшее, как на подъездах к Актау протестующие остановили военный грузовик и выкинули из него вооружённых до зубов военных. А в другом казахстанском городе Актобе полицейские и вовсе отказались задерживать протестующих, перейдя на их сторону и заявив, что они “с народом”. Там же возле здания местной администрации днём были слышны взрывы.

По данным, которые распространяли днём власти Алматы, в результате народных волнений уже пострадали более 500 гражданских лиц, и более 150 полицейских — сейчас цифры регулярно обновляются. Президент Токаев также признает, что в результате беспорядков в стране есть убитые:

Вскоре я внесу новые предложения по политической трансформации Казахстана. Я по-прежнему за устойчивые реформы. Особо хочу поблагодарить сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Они приняли на себя пули боевиков и, к сожалению, понесли потери.

В качестве нового главы Совета безопасности Токаев ввёл в столице Нур-Султан и в ряде других крупных городов и областей страны режим чрезвычайного положения — пока что до 19 января — и комендантский час.

Стоит также добавить, что в Казахстане с середины 2019-го года, когда в стране впервые за долгое время сменился политический лидер, фактически царило двоевластие. Несмотря на то, что первый президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев официально покинул свой пост и передал его своему преемнику Токаеву (который позже постановил переименовать столицу государства из Астаны в Нур-Султан, в честь бывшего президента) Назарбаев продолжал играть ключевую роль в Казахстане и после сложения с себя полномочий. Он остался на высших государственных и партийных должностях и регулярно появлялся на официальных встречах с представителями других государств. Но в отличие от только что ушедшего в отставку Токаева, Назарбаев никаких комментариев по поводу происходящего в стране пока не давал.