Прокуратура Германии считает заказчиком убийства Хангошвили «государственное ведомство РФ»

Прокуратура Германии 7 декабря огласила обвинение по делу об убийстве Зелимхана Хангошвили. В обвинительном заключении написано, что убийце отдавало приказы некое российское государственное ведомство.

Напомним кратко суть дела: в августе 2019 года в берлинском районе Моабит, в парке Малый Тиргартен неподалёку от своего дома был убит гражданин Грузии Зелимхан Хангошвили, главным подозреваемым по этому делу проходит гражданин РФ с паспортом на имя «Вадим Соколов». Обвинитель запросил для обвиняемого по делу пожизненное заключение без права на досрочное освобождение. Его обвиняют в злонамеренном убийстве из низменных побуждений и незаконном владении оружием. Но кроме того, в обвинительном  заключении есть одно важное замечание: «До 18 июля 2019 года обвиняемый получил приказ от неустановленного государственного ведомства ликвидировать соискателя убежища Торнике Хавтарашвили» (Зелимхан Хангошвили ранее сменил имя на Торнике Хавтарашвили). 

Прокуратура убеждена, что обвиняемый — вовсе не Вадим Соколов, а Вадим Красиков, полковник спецназа «Вымпел» ФСБ России. Мотивом для убийства, по мнению обвинения, является вражда российского государства по отношению к Зелимхану Хангошвили, желание отомстить ему за вооружённое противостояние «гегемониальной власти России» во время второй Российско-чеченской войны и участие в вооружённых нападениях на представителей российской власти, в том числе в Назрани в 2004 году. 

Прокурор напомнил о документе, который ФСБ через посольство России передало в Федеральное административное ведомство Германии в 2018 году. В нем ФСБ предостерегало немецкое ведомство от признания Хангошвили беженцем, так как он «является членом террористической организации Кавказский Эмират» и участвовал в обучении боевиков и их заброске на территорию РФ. 

По мнения прокурора, в пользу того, что Зелимхана Хангошвили знали и «не любили» в высших кругах власти, говорят слова президента РФ Владимира Путина на большой ежегодной пресс-конференции.  «Хангошвили был абсолютно кровавым убийцей, — цитирует прокурор президента РФ, — который только в одной акции на Кавказе уничтожил 98 человек. Он участвовал в организации взрывов в московском метро, и это ещё не весь перечень его злодеяний». Более того, Зелимхан Хангошвили числился в списке разыскиваемых ФСБ террористов. Большинство членов этого списка погибли в последние годы при невыясненных обстоятельствах.

Предметом обвинительного заключения, по сути, являлись две темы: установление вины в убийстве и установление личности обвиняемого. Многочисленные свидетели в Тиргартене наблюдали за убийством и побегом убийцы. Два свидетеля видели, как обвиняемый переодевался в кустах и избавлялся от улик — кидал в реку одежду и велосипед. На одежде, которую полицейские достали из реки, есть ДНК обвиняемого и следы пороха, а на ноге обвиняемого — рана, совпадающая с раной, которую, по показаниям свидетелей, получил убийца при падении с велосипеда. 

Судмедэкспертиза точно установила причину смерти (второй из трёх выстрел). Невыясненными остаются только два вопроса: как обвиняемый добрался из Варшавы в Берлин (последний раз он попал в поле зрения камер выходя из отеля в Варшаве утром 23 августа 2019 года) и кто помогал ему в подготовке убийства в Берлине. 

По мнению прокуратуры, убийство было спланировано заранее, и за его подготовку были ответственны третьи лица. В пользу этого говорит то, что обвиняемый скорее всего, получил велосипед и оружие уже в Берлине. Одна из свидетельниц видела, как днём ранее недалеко от места задержания для него оставили электророллер, а другая — как обвиняемый поджидал свою жертву в удобном месте, для чего необходимо как знание местности, так и знание привычек жертвы.

В обвинительном заключении прокуратура говорит о том, что это убийство — совершенное по приказу другого государства — является покушением на суверенитет Германии и верховенство права в стране. Убийство среди бела дня в оживленном районе Кляйнер Тиргартен «пошатнуло у людей в Германии чувство безопасности и справедливости«. Цель этого убийства, которое многие свидетели назвали казнью — показать беженцам из Чечни и российским оппозиционерам, которые ищут защиты в Германии, что они не в безопасности, говорится в обвинительном заключении.