Партия ХДС в Берлине оказалась в центре скандала с грантами против антисемитизма
Издание Tagesspiegel представило реконструкцию скандала, которая выявила серьезные обвинения в адрес политиков ХДС в Берлине. Как утверждается, они могли распределять миллионы евро, выделенные на борьбу с антисемитизмом, с нарушением законодательства о субсидиях. Мы публикуем главное из этого материала.
В ноябре 2023 года, через несколько недель после нападения террористов ХАМАС на Израиль, был создан отдельный бюджет для «Проектов по борьбе с антисемитизмом и содействию межрелигиозному диалогу». Лозунгом тогда был «Никогда снова — это сейчас!» (Nie wieder ist jetzt!), что сигнализировало о решимости коалиции ХДС и СДПГ бороться с волной ненависти к Израилю и евреям.
Земля Берлин выделила деньги — общая сумма фонда, предназначенного для «проектов, имеющих особое политическое значение», составила 3,4 миллиона евро. Внутри ХДС этот бюджет с самого начала называли «фракционным билетом» (Fraktionsticket), подразумевая, что решение о его использовании принимает именно фракция. И, согласно материалу Tagesspiegel, основное обвинение заключается в том, что высокопоставленные члены фракции ХДС повлияли на распределение средств, что противоречит законодательству о предоставлении субсидий и принципу разделения властей.
Детали скандала
Согласно информации Tagesspiegel, глава берлинской фракции ХДС Дирк Штеттнер и ее эксперт по бюджету Кристиан Гойни предположительно лично предлагали получателей средств. Их действия должны были направляться на то, чтобы существенная часть выделенных денег была распределена согласно «партийному политическому приоритету». Гойни, который считается экспертом по бюджету и хорошо знаком с музыкальной и клубной сценой города, находится в центре обвинений в том, что он целенаправленно обеспечивал финансированием знакомые ему инициативы.
В конце февраля 2024 года Штеттнер и Гойни встретились с тогдашним сенатором по культуре Джо Чиало для проведения политического совещания без участия профильных отделов. После этой встречи в обход полноценной экспертизы был составлен список из более чем дюжины проектов, которые должны были получить деньги из фонда. Чиало, в свою очередь, лично подписал его. Утверждается, что список проектов был составлен Гойни.
Гойни также якобы неоднократно оказывал давление на администрацию, которая настаивала на соблюдении правил. Сообщается, что из его офиса поступали звонки сотрудникам ведомства по культуре, ответственным за обработку субсидий. В мае, когда выплаты задерживались, Гойни выразил свое недовольство в письме преемнице Чиало, Саре Ведль-Уилсон, заявив: «Это неприемлемо с точки зрения фракции ХДС».
Возражения чиновников из ведомства по культуре — о рисках для бюджета и нарушениях процедуры — оставались без ответа. Один из ключевых кураторов процесса был и вовсе освобожден от ведения этого направления якобы из-за задержки с выделением денег.
Под подозрение попала и Сара Ведль-Уилсон — беспартийная преемница Чиало. По данным Tagesspiegel, предположительно под давлением фракции ХДС она добилась отмены обязательного собственного взноса в размере десяти процентов, несмотря на возражения части ведомства о несоответствии такой практики бюджетным правилам. Кроме того, Ведль-Уилсон, как утверждается, могла распорядиться удалить отрицательные оценки внешних экспертов для инициатив, провалившихся в параллельном конкурсе, чтобы открыть им доступ к финансированию. Также она лично одобрила проект, изначально не входивший в согласованный перечень, за который явно выступал глава фракции Дирк Штеттнер.
Официальная реакция
Дирк Штеттнер решительно отверг обвинения, заявив, что коалиция сделала акцент на борьбе с антисемитизмом, и назвал обвинения «совершенно неуместными и беспочвенными», отказавшись вдаваться в детали. Сама администрация настаивает, что контакты с правящими фракциями были «обычными» и прямых директив от депутатов не поступало. Чиало и Гойни оставили запрос журналистов без ответа. При этом часть средств так и осталась нераспределена.